"Счастье не в счастье, а в его достижении..." Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы)
"Счастье не в счастье, а в его достижении..." Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы)
"Счастье не в счастье, а в его
достижении..." Ф.М.Достоевский.
(По
одному из произведений русской литературы — Бажов "Малахитовая
шкатулка")
Поиски
счастья — основная тема многих произведений русских писателей Весьма
своеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях уральских
мастеров. Уральцы не приняли официального, чуждого им Бога, лицемерную и
агрессивную политику византийских "святош". Их языческие поклонения
были гораздо ближе простому народу.
Например,
Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница
смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали
красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка
небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо — на месте не
посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На
конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак
позванивают, будто листовая медь".
Отношения
Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми
запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения
Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее
покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с
ней.
Вот
как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было
слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь
это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то
своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не
заметила".
Творчеству
народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах
Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся
раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде
на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост
путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по
бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня:
"А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка прошла, а ты на ней дырки
сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то
какой! Первый камень!" Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный
путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к
опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет
и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого
материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой
веточки" передана в его изделии: "В каждойягодке ровно зернышки видно
и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто
проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но
не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько
камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в
пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя:
"Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимаю-щи,
те узнавали ее".
Историческое
прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных
богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы
лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она
насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы
когда-то указавших богатые ископаемыми места.
Народ
всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от
пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не
только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в
сказке, помогают смельчакам. "Стреляли, конечно, в Дуняху не один раз, да
она, видно, на это счастливая уродилась, а в народе еще сказывали, будто перед
стрелком кошачьи уши огнями замелькают, и Дуняхи не видно станет".
Но
та же волшебная кошка губит незадачливого добытчика, барского прихвостня Ваньку
Сочня. Посмеялась над ним и Хозяйка Медной горы, пообещав, что он "на всю
жизнь будет доволен" ее подарком. "Наградил" его приказчик из
своих рук зуботычиной, а "от казны" прибавили розгами, после того как
зеленые камешки обратились в прах в руках барина. Не помогают чудесные
помощники ни Яшке Зорко, ни Кузьке Двоерыл-ко, жадным и корыстным людям. Все их
усилия овладеть секретами добычи горных богатств, найти "ходок" или
"травяную западенку" тщетны. Неспроста, видно, сказы-то были
"тайными"! Их хранили в тайне от барских прислужников, передавали из
поколения в поколение только в семьях потомственных рабочих.
Не
умея объяснить местонахождение и расположение природных богатств, в особенности
золота, его форму — от крупинок до больших самородков-"лапотков",
люди населили подземное царство, кроме Хозяйки, живущей в юрах, другими могущественными
существами. В сказах Бажова владыкой сокровищ является Золотой Полоз, отец
золотокосой дочери по имени Золотой Волос. Башкирский охотник Айлып, увидав ее
однажды, потерял покой: "Глядит, а за кустом на белом камешке девица сидит
красоты невиданной, неслыханной, косу через плечо перекинула и по воде конец
пустила. А коса-то у ней золотая и длиной десять сажен. Речка от той косы так
горит, что глаза не терпят" .
Другими
чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка
и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажам
принадлежит и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубая
змейка. Эти сказы Бажова ближе сказкам, он и сам их так иногда называл. В этих
сказах золото и дорогие камни часто открываются детям, в особенности сиротам,
обездоленным, тем, кому издавна сочувствует народная сказка.
Дети
бескорыстны, им свойственны любознательность, стремление увидеть невиданное,
узнать новое и неведомое, испытать свои силы, приобщиться к труду. С
достоинством отвечает Дениска испытывающему его Жабрею: "Милостину не
собираю. Вырос — свой хлеб ем". Когда же раззадоренный его упорством
Жабрей бросил ему под ноги золотой самородок, Дениска поглядел только да
сказал: "Такой бы лапоток самому добыть лестно, а чужого мне не
надо". Подросший Денис отправляется по следам Жабрея на добычу золота.
Путь ему указывают муравьи-мураши. Подвели они его к ходку, два камня лежат —
ни дать ли взять губы. Старателю нужны и смелость, и смекалка, умение не только
найти, но и добыть: "Денис живо привесился, очистил место и давай из песка
золотые лапотки выковыривать. Много нарыл и больших и маленьких. Только глядит
— темней да темней стает, губы закрываются. Денис и смекает: "Видно, я
пожадничал, куда мне столько? Возьму две штуки. Одну Никите на помин, а другую
себе — и хватит". Надумался так — губы и раскрылись: выходи, дескать. С каелкой по какому хочешь скату
вылезти просто" .
И
в сказе "Голубая змейка" волшебница Змейка помогает ребятишкам не
только добыть золото, но и понять мудрые законы справедливости, взаимной
выручки и поддержки. Доброта и бескорыстие в сказах, как и в сказках, всегда
вознаграждаются.
Произведения
Павла Петровича Бажова, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные
по идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю. Положительные герои
фольклора, добрый молодец и красная девица, должны быть обязательно красивы, а
красота их описывается в соответствии с представлениями народа. Сходные
красочные описания находим в сказах Бажова: "Глаза звездой, брови дугой,
губы — малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента
синяя".
Сказка
с ее мудростью не принадлежит одному человеку и одному народу. Она не знает
границ во времени и не знает границ между странами и языками. Сказка всегда
нравственна, ее дидактика не выпячивается в назидание, она учит в игре.
Главные
герои сказов — простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве И
божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют
от них аскезы или фанатичного поклонения Напротив, только честность,
добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.coolsoch.ru/