(по
произведениям русских писателей XIX и XX веков)
Тему России
можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. - Лермонтова и Блока,
так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все
творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты
сознательно работали над ней.
Этого нельзя
заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, несомненно, присутствует мотив
любви к России, но он не выделен отдельно. Существование четко определенного
мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить и так: оба поэта
творили в переломные моменты истории. Лермонтов - в эпоху безвременья,
наступившую после поражения декабристов.
Блок же пережил
две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такие периоды
жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем.
У Лермонтова
чувство любви к России зародилось очень рано и осталось навсегда. Так, 15-летний
юноша Лермонтов писал: "Я родину люблю. и больше многих". Нужно
заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темы России. Это связано с
воплощением образа родины, который, в свою очередь, зависит от художественного
метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа
России у него присутствует и обобщенно-символический образ родины.
В романтических
произведениях поэта родина является неким романтическим идеалом. В частности, в
поэме "Мцыри" герой говорит о том. что он "знал одной лишь думы
власть", имея в виду "думу" о возвращении на родину, желая
прижаться "с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной".
Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины; герой непобедим лишь
до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В
стихотворении "Листок" этот мотив также прослеживается. Листок,
оторванный "от ветки родимой", "засох и увял". Даже у
благодатного Черного моря не находит приюта среди "зеленых ветвей",
"райских птиц". Автор испытывает презрение к тем, у кого нет родины,
кто свободен от "страстей и страданий". Так, он сравнивает таких
людей с тучами ("Тучи"), которым всего лишь "наскучили нивы
бесплодные", и они, "вечно холодные, вечно свободные", мчатся
"в сторону южную".
Кроме романтического
идеала у Лермонтова есть и конкретное воплощение образа России Она становится
предметом идейно-творческих раздумий автора. Он писал: "В России нет
прошедшего, она вся в настоящем и будущем". Стихотворение
"Родина" - выступление Лермонтова по одному из важнейших вопросов
идейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития.
Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России.
Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России.
По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов ("ни
слава, купленная кровью"), религиозными идеалами ("ни полный гордого
доверия покой"), а также принципами славянофилов ("ни темной старины
Заветные o преданья"). Лермонтов утверждает свою любовь: это его глубоко
личное чувство ("но я люблю - за что, не знаю сам"). Лжепатриотизму
он противопоставляет свое чувство, свою "странную любовь". Добролюбов
писал о Лермонтове: "Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято,
разумно". В стихотворении "Родина" поэтом с удивительной
точностью переданы могучие масштабы России: "безбрежные леса",
"разливы рек, подобные морям". "Родина" - одно из немногих
реалистических произведений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашенное
описание пейзажа средней полосы России. Его составляют "проселочные
пути", "белеющие березы", "желтая нива", "полное
гумно". В "Родине" продолжены слова я мысли Пушкина из главы
"Путешествие Онегина". Подобно Лермонтову, Пушкин пишет: "Люблю
песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор".
"Родина" Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной
привязанности, без которой нет связи с Отчизной. Если вначале поэт пишет, что
"любит-что, не знает сам", то потом конкретизирует: отрада вызвана
созерцанием этого уклада жизни, этой природы.
Лермонтов
затрагивает и социальные аспекты темы родины. "Прощай, немытая
Россия..." - смелое обвинение российской действительности, это протест
против "рабов, господ", против преданности народа "голубым
мундирам" (жандармам).Созвучно стихотворению "Прощай, немытая
Россия" и произведение Лермонтова "Предсказание", имеющее
реальную историческую основу -крестьянские "холерные бунты". Оно
также направлено против "короны царей", против любви черни к царям,
против безропотного неосознанного народного страдания. Кроме того, у Лермонтова
присутствует образ малой родины. Так, в стихотворении "Как часто, пестрою
толпою окружен" поэт описывает свое детство в Тарханах, "родные все
места": "барский дом", сад, "спящий пруд",
"темную аллею". Воспоминания, связанные с этими местами, он
сравнивает со "свежим островком" среди пустыни.
Поэтической
родиной поэта является, безусловно, Кавказ. Так, в произведении "Синие
горы Кавказа, приветствую вас!.." он пишет, обращаясь к горам:
"Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили"; а также: "Как
я любил твои горы, Кавказ!". Восхищался поэт и "снегами" и
"далекими льдинами утесов", и "путями неизвестными над
пропастью", и "покрытой льдом безымянной рекой", и чистым
воздухом.
Своей малой
родиной считал поэт Москву. Так, в стихотворении "Москва, Москва..."
он писал: "Москва- моя родина и такою будет для меня всегда...".Тема
России четко выделена также у Блока. В 1908 году он писал к Станиславскому о
родине: "Этой теме я сознательно я бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче
сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я
подхожу давно, с начала своей сознательной жизни...".В творчестве Блока
постепенно проявляется образ родины и России, но чувство безоглядной любви к
родине, как и у Лермонтова, пронизывает все его произведения. Так, в конце
стихотворения "Осенняя воля" Блок восклицает о родине: "Как и
жить и плакать без тебя!". В ранних стихотворениях Блока много неясного в
его отношении к России и народу, в его произведениях, как и у Лермонтова,
прослеживаются романтические мотивы. Так, в стихотворении "Русь"
Россия Блока колдовская, таинственная. Она "и во сне необычайна",
"дебрями окружена", в ней "народы" "ведут ночные
хороводы", "ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях". Но за
этим сказочным романтическим обликом скрываются и печальные картины. В тексте
стихотворения встречаются такие сочетания: "зарево горящих сел",
"ведьмы тешатся с чертями", "девушка на злого друга точит
лезвеё", "нищета страны родимой" и т. д. Несмотря на это. Блок
чувствует кровное родство со всем русским. "В лоскутах ее (Руси) дохмотий
души скрываю наготу", -говорит герой поэта .Блок писал, что в России для
него "жизнь или смерть, счастье или погибель". И наиболее полно эти
чувства отразились в цикле "Родина". Здесь содержатся раздумья поэта
о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для
которого любовь к родине - нечто глубоко личное, как и у Лермонтова. Блок
обращается к родине: "О, нищая моя страна... О, бедная моя жена..." ("Осенний
день"). Чувство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только
"прекрасные черты" и "разбойную красу", но и "избы
серые", "лес да поле". Такое же щемящее чувство любви, как у
Лермонтова, вызывают у Блока "избы, крытые соломой". Блоковская
"Россия" начинается реалистичной картиной проселочной дороги, как и у
Лермонтова: "вязнут спицы... в расхлябанные колеи". Облик России
двоится в понимании Блока: это страна с "лесами да полями", а также
красавица-крестьянка с "платком узорным до бровей" и "мгновенным
взором из-под платка".
В теме России
Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, красота России, по Блоку,
буйная, "разбойная". Но это положительная черта: "не пропадешь,
не сгинешь ты" ("Родина"). Этот мотив неуспокоенности ярко прослеживается
в цикле Блока "На поле Куликовом". Он пишет: "И вечный бой!
Покой нам только снится... Покоя нет!.. Не может сердце жить покоем". Эти
нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста,
сопротивления, борения, мятежа.
И у Блока, как
у Лермонтова, есть предвказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении
"В огне и холоде тревог..". Оно пронизано верой в затаенные силы
родины, в ее могущество, в светлое будущее. "Пусть день далек", но
поэт верит, что "новый век взойдет".
От картин
природы, от образа Русь - жена Блок переходит к 'конкретному восприятию
действительности; к воспеванию очистительного пожара революции. Как и
Лермонтов, Блок верит в будущее, в то, что "страшный мир" погибнет в
этом пожаре, воссияет мир новый: "старый мир, как пес безродный
стоит" и "мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем".
Эти мысли
содержатся в поэме "Двенадцать". Символику одухотворенного будущего в
этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для
Блока являются христианские идеалы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/