"Герой нашего времени" - первый в русской прозе
лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя
"одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и
сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь.
Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе "героя
времени". Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает
мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое
и тайное, которое глубже слов, идей.
Отсюда одной из
особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет
читателя от поступков Печерина ( в первых трех
повестях ) к их мативам ( в 4 и 5 повестях ), тоесть от загадки к
разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печерина, а его
внутренний мир, психология.
Автор использует
принцып хронологической инверсии ( отказ от последовательного изображения ).
Такая разочарованная позиция в точности соответствует
"разачарованной", противоречивой личности человека.
В первых трех
повестях ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань")
представленны лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печеринского
равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его
страстей ( Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета ( бедные контабандисты
). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печерина является
власть и эгаизм: "какое дело мне: странсвующему офицеру, до радостей и
бедствий человеческих ?"
Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами
одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В "Княжне
Мери" звучит трезвый отчет Печерина. Он понимает скрытый механизм своей
психологии: "Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова,
другой мыслит и судит его." А позже Григорий Александрович открыто формулирует
свое жизненное кредо: "Я смотрю на страдания к радости других только в
отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы..." На
основании этого правила Печерин развивает целую теорию счастья: "Быть для
кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного
права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что такое счастье ?
Насыщенная гордость." Казалось бы, умный Печерин, знающий в чем состоит
счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается
насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и
скука... Почему же судьба героя так трагична ?
Ответом на этот вопрос является последняя повесть
"Фаталист". Здесь решаются уже проблемы нестолько психологические,
сколько философские и нравственные.
Повесть начинается с
философского спора Печерина с Вуличем о предопределении человеческой жизни.
Вулич - сторонник фатализма. Печерин же задается вопросом: "Если точно
есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?" Этот спор
прверяется тремя примерами, тремя смертельными схваиками с судьбой. Во первых,
попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей; во-вторых,
случайное убийство Вулича на улице пьянымказаком; в-третьих, отважный брасок Печерина
на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о
том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской
темы автор избавил роман от мрачного финала. Печерин, о смерти которого
неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не
только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые совершает поступок,
приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат
поздравления с победой над смертью:
"офицеры меня поздравляли - и точно было с чем ".
Герой
относится к фатвлизму прредков двойственно: с одной стороны он иронизирует над
их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует
их вере, так как понимает, что любая вера - благо. Но отвергая прежнюю наивную
веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеаллы.
Несчастье Печерина в том, что он сомневается не тоолько в необходимости добра
вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся "над всем на
свете"... А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность,
которые являются пыткой для умного и энергичного человекаю
Показывая мужество своего героя Лермонтов одновременно утвердил
необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит
своей свободой: " Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю
свою жизнь на карту, но свободы своей не продам". Но такая свобода без
гуманистических идеалов связанна с тем, что Печерин постоянно пытается подавить
голос своего сердца: "я давно уже живу не сердцем, а головой".
Однако
Печерин не самодовольный циник. Выполняя "роль палача или топора в руках
судьбы", он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы,весь роман -
это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно
реквием одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог
"угадать своего высокого назначения".
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru