"Дно жизни" трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне"
"Дно жизни" трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне"
"Дно
жизни" трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне".
Пьеса Горького
"На дне" была написана в 1902 году для труппы Московского
Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать
точного названия к пьесе. Первоначально она называлась "Ночлежка",
затем "Без солнца", и, наконец, "На дне". В самом названии
уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не
поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в
русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже "уже некуда
больше идти". Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и
Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще
более страшно и реалистично показан Горьким.
В пьесе
Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой,
беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая
драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди
самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен
своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном
труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный
воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой,
настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение
сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, трагические жертвы
уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и
обречен влачить жалкое существование.
Горький не дает
подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он
воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется
трагизм жизненной судьбы Анны. "Не помню, когда я сыта была... говорит
она. Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась...
как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою
несчастную жизнь..." Рабочий Клещ говорит о безысходной свое доле:
"Работы нет... силы нет... Вот -правда! Пристанища, пристанища нету!
Издыхать надо... Вот правда!" Обитатели "дна" выброшены из жизни
в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он
споткнулся, выбился из колеи, ему грозит "дно", неминуемая
нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой
Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.
И даже здесь, в
этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы
"дна". Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева,
одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и
обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку.
Столь же
отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.
Страшная участь
обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставит ее с тем, к
чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди
жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным
гимном слова о человек, о его призвании, о его силе и его красоте:
"Человек вот правда! Все в человеке, все для человека! Существует только
человек, все же остальное дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно!
Это звучит гордо!" Гордые слова о том, каким должен быть и каким может
быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека,
которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл...
Пламенный
монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере
непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен
в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в
пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых
изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и
вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и
справедливого персонажа.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/