"Даль свободного романа". Замысел и творческая история "Евгения Онегина"
"Даль свободного романа". Замысел и творческая история "Евгения Онегина"
"Даль свободного романа". Замысел и
творческая история "Евгения Онегина"
Прежде
чем говорить о романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин", напомним, что об
этом произведении существует огромный пласт критической литературы, и с
некоторыми книгами и статьями о романе мы настоятельно рекомендуем вам
познакомиться.
Долинина
Н. Прочитаем "Онегина" вместе. СПб.: "Лицей", 1998.
Лотман
Ю.М. Роман Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий. СПб., 1995.
Михайлова
Н.И. "Собранье пестрых глав": О романе А.С. Пушкина "Евгений
Онегин". М., 1994.
Непомнящий
В. Книга, обращенная к нам. "Евгений Онегин" как "проблемный
роман" // Литература в школе, 2000, № 1, 6.
Достоевский
Ф.М. Пушкин. Очерк. В кн. Достоевский Ф.М. Избранные сочинения. М.:
"Художественная литература", 1990.
Время
создания романа: май 1823 - октябрь 1831 года. Первое упоминание о нем находим
в письме П.А. Вяземскому из Одессы 4 ноября 1823 года: "Что касается до
моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская
разница". Особенности жанра "романа в стихах" заключаются в том,
что это лиро-эпический жанр, который предполагает взаимопереплетение двух
сюжетов - эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического,
где главный герой - персонаж, называемый автором, то есть лирический герой
романа. Образы Онегина, Татьяны и автора - центральные в образной системе
произведения.
В.Г.
Белинский назвал "Онегина" "энциклопедией русской жизни".
Действительно, роман написан как хроника: сквозь призму жизни обычного
светского молодого человека - Евгения, судьбы автобиографического лирического
героя, судьбы Татьяны изображается жизнь России первой четверти XIX в. Время
действия и время создания романа примерно совпадают. Но в романе не свершилось
главное переломное событие эпохи - восстание декабристов: сюжет "Евгения
Онегина" обрывается накануне восстания. Значит, автор оценивает
александровскую эпоху и "изнутри", и из эпохи иной - николаевской.
События
14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло.
Произошла смена эпох: работа над романом начата при Александре I, продолжена и
закончена в царствование Николая I, когда все нравственные ориентиры в обществе
резко изменились.
Эти
годы непросты и в биографии самого поэта. Традиционно творческий путь Пушкина
делится на следующие периоды:
-
до 1816 года (эпоха ученичества);
-
1816-1823 (раннее творчество, когда окончательно определился и окреп собственный
его поэтический голос);
-
1823-1830 (зрелое творчество);
-
1830-1837 (поздний период).
Работа
над романом в стихах начата в переломном для автора 23-м году. 1823-1824 годы -
кризисные в жизни А.С. Пушкина. Конец южной ссылки, высылка в Михайловское под
надзор отца; серьезная переоценка ценностей, которая сопровождалась отходом
поэта от романтизма… В его творчестве все сильнее проявляются реалистические
тенденции.
Метод
реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана
развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие
обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в
образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:
И
даль свободного романа
Я
сквозь магический кристалл
Еще
неясно различал.
Определив
в посвящении П.А. Плетневу роман как "собранье пестрых глав", Пушкин
подчеркивает еще одну ключевую черту реалистического произведения: роман как бы
"разомкнут" во времени, каждая глава могла бы стать последней, но
может иметь и продолжение, открытым может считаться и финал "Онегина".
Пушкин издавал "Евгения Онегина" главами - по мере написания, тем
самым подчеркивая самостоятельную ценность каждой главы. Реалистично и само
название романа, потому что оно идет вразрез с бытовавшими в ту пору
литературными традициями: отсутствует так называемая экспликация, то есть
развертывание, разъяснение названия-имени героя ("Памела, или Награжденная
добродетель"). Кроме того, как пишет
Ю.М.
Лотман, выбором названия романа "...определялись жанровая природа текста и
характер читательского ожидания. Включение в название не только имени, но и
фамилии героя, причем не условно-литературных, а реально-бытовых, возможно было
лишь в относительно небольшом круге жанров, ориентированных на современное
содержание и создающих иллюзию истинности происшествия" (Лотман Ю.М. Роман
А.С. Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий. СПб., 1995). По-своему
усиливают атмосферу "реальности" героев и их судеб вплетенные в ткань
романа "документы" - письма Татьяны и Онегина и песня девушек. Кроме
того, важную роль в создании "эффекта достоверности" происходящего
играет пересечение романного времени и реального, встречи героев "Евгения
Онегина" с реальными людьми, современниками Пушкина, имеющими достаточную
известность. Так, Онегин - приятель Каверина:
К
Talon помчался - он уверен,
Что
там уж ждет его Каверин...
Татьяна
в Москве встречается с Петром Вяземским:
К
ней как-то Вяземский подсел...
Той
же задаче подчинено и пересечение литературного времени и пространства романа с
временем и пространством других художественных произведений. Текст романа
насыщен литературными реминисценциями - Онегин сравнивается то с реальным
Чаадаевым ("Второй Чадаев, мой Евгений..."), то с героем комедии
"Горе от ума" Чацким (напомним, что в образе Чацкого Грибоедов
отразил некоторые черты П.Я. Чаадаева). На именины Татьяны приходят герои
Фонвизина - "Скотининых чета седая". Одна из целей этого приема -
воссоздание подлинной культурной атмосферы эпохи.
Реализм
требует, чтобы в произведении ощущалось движение времени (сравните, например, с
романтической поэмой Пушкина "Цыгане", где безразлично, длится
действие месяц или год). Как бы отмечая временные промежутки, события которых
не отражены в романе, Пушкин прибегает к приему опущенных строф (например,
фиктивный пропуск для обозначения прошедшего времени в I главе - строфы
XXXIX-XLI).
Особое
место в сюжете и композиции романа занимают Х глава и глава "Отрывки из
путешествия Онегина". Они не включены в основной текст романа, но
бесконечно важны для глубокого целостного восприятия пушкинского произведения:
духовная эволюция героя все-таки совершается в романе, хотя и за рамками
сюжета.
Список литературы
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru