"Без великодушных идей человечество жить не может". Ф.М.Достоевский. (Н.С.Лесков. "Несмертельный Голован".)
"Без великодушных идей человечество жить не может". Ф.М.Достоевский. (Н.С.Лесков. "Несмертельный Голован".)
"Без великодушных идей человечество жить не
может". Ф.М.Достоевский. (Н.С.Лесков. "Несмертельный Голован".)
Рассказы
и повести, написанные в пору художнической зрелости Н. С. Лескова, дают
достаточно полное представление обо всем его творчестве. Разные и о разном, они
объединены "думой о судьбе России". Россия является здесь многоликой,
в сложном переплетении противоречий, "убогой и обильной",
"могучей и бессильной" одновременно. Во всех проявлениях национальной
жизни, ее мелочах и анекдотах Лесков ищет "сердцевину целого". И
находит ее чаще всего в чудаках и бедоносцах, как бы перекликаясь с
Достоевским, писавшим в "Братьях Карамазовых", что чудак "не всегда
частность и обособление, а, напротив, бывает так, что он-то, пожалуй, и носит в
себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи — все каким-либо
наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались".
Герой
рассказа "Несмертельный Голован" — один из таких чудаков.
"Несмертельность" простому смертному приписана народной молвой.
Однако вопреки легенде уже в первой главке рассказа описана смерть Голована во
всей ее неотвратимости и реальности: он "погиб во время так называемого в
г. Орле "большого пожара", утонув в кипящей ямине...".
Противопоставляя легенде объективные факты, совлекая мистические покровы с мифа
о "несмертельности" героя, повествователь предлагает читателю
задуматься над загадкой, имеющей общечеловеческое значение. Почему простой смертный
иногда становится легендарным героем, в силу каких причин "часть его
большая, от тлена убежав", продолжает "жить в благодарной
памяти"? Державинская цитата в тексте от повествователя вызывает
дополнительные ассоциации с Горацием и пушкинским "Памятником", и тем
самым рассказу о простом мужике сразу же придается масштабность и
философичность.
Первый
намек на разгадку тайны, постоянно "густевшей" вокруг Голована,
несмотря на предельную чистоту и открытость его жизни, содержит небольшое
уточнение: в "кипящую ямину" Голован попал, "спасая чью-то жизнь
или чье-то добро". Каждая новая главка рассказа вносит свою долю в
расшифровку художественного смысла понятия "несмертельный". И в итоге
оказывается, что не посещающий церковь, "сумнительный в вере" Голован
является истинным христианином и действительно принадлежит "храму
творца-вседержителя", находясь в родстве со всем миром, ртроя свою жизнь
по законам собственной совести, этот простой русский мужик достигает предельных
нравственных высот, и именно ему дано познать "совершенную любовь".
"Тайна"
Голована у всех перед глазами, но ее разгадка не становится достоянием молвы.
Молва приписывает ему единственный "грех" — связь с чужой женой. На
самом же деле Голован и Павлагея, многие годы живя под одной крышей и
бесконечно любя друг друга, так и не смогли соединиться. Они так и не позволили
себе переступить через другого человека, пусть самого "пустотного и
вредного" — спившегося и опустившегося мужа Павлы, которого все остальные
считали пропавшим.
Легенда,
творимая народом, тем не менее оказалась причастна истине. Во всеобщем
тяготении к чуду проявляется потребность самой жизни в высоком, потребность,
которая удовлетворяется только бескорыстным и от сердца идущим служением добру.
Чудо в лесковском мире всегда идет об руку с жизненной практикой, потому что
условием возникновения чудесного является у писателя человеческое деяние,
совершаемое "не по службе, а по душе".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/