В
художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие
смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские
интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их
легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.
К ним,
безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" —
Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой
симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами"
портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем,
что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так,
что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый
авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не
удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.
Князь Андрей,
обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет
свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о
подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением
к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью,
Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже
становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая
жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной,
заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным
отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется
Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей
свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес,
послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать
лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный
поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его
героической мечтой.
Подвиг,
совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со
знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству
даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не
испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот
момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина
вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его
фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными,
такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То,
что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то,
от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, —
теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как
сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он
возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть
жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить
простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением
жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами,
остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о
передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к
народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату,
которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии,
ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут
полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея
начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга,
старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое
должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни
происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью
веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею
новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено
быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа
любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него
загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет
каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени
момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть
в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком
трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о
чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным
разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в
состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения
совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека.
Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль
разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что
Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.
Когда Наполеон
вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей
Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет
в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе
главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с
солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если
сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под
пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает
смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и
стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что
успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того
чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что
настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода
сражения.
Но все-таки
полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой
вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось
искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду,
он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего
чувства, но не может пересилить его.
Символично, что
в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной
жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта
борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям
особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он
чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется
какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает
смерть.
Таким образом,
раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота.
Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И
продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались
недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру
Безухову.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/