В 1828 году
Пушкин, обращаясь к теме Петра, пишет поэму «Полтава».
«Полтава» -
героическая поэма. В центре ее - изображение Полтавского боя как великого
исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. В
основу поэмы легла идея, которую Белинский хорошо выразил следующими словами:
«Полтавская битва была не простое сражение, замечательное по огромности военных
сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва
за существование целого народа, за будущность целого государства». О знаменитом
пушкинском изображении Полтавского боя критик писал: «...картина Полтавской
битвы начертана кистью широкою и смелою, она исполнена жизни и движения:
живописец мог бы писать с нее, как с натуры» .
В героической
эпопее эпохи классицизма много условного, мифологического. Ее композиционной
основой являлось само великое событие, но создатель эпопеи вольно обращался с
историческими фактами, героический идеал чаще всего выступает в ней в своей
отвлеченной, абстрактной форме.
В «Полтаве»
героическое воплощено в своем конкретно-историческом облике, дается как
реальная история народа, то, что сохранилось в памяти народной. Образ самого
Петра также героичен, но в обрисовке его Пушкин не прибегал ни к искусственной
героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам.
Петра окружает реальная обстановка. И в самой грандиозной критике Полтавского
боя нет ничего условного, официально-помпезного, риторического. Возвеличивая
подвиг и мужество петровского воинства, Пушкин отдает должное и сильным
противникам русских-шведам. Однако поэт дает почувствовать, что и сам Карл XII
и его воинственные дружины не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр и его
армия исполнены патриотизма, уверенности в победе, за ними возникает образ всей
России. И сам поэт полон гордого патриотического чувства и восхищения перед
славной победой.
Изображение
огромного исторического события совмещается в «Полтаве» с трагедией личности, с
романтическим сюжетом о драматической любви Марии к Мазепе.
Образ Марии
(Матрены) Кочубей, ее трагическая судьба, гибель ее отца - все давало Пушкину
возможность создать типично романтическую поэму. Но времена «Бахчисарайского
фонтана» были уже позади. Любовь Марии Пушкин тщательно обосновывает
психологически, имея перед собой пример шекспировской Дездемоны; в необычной
страсти дочери Кочубея поэт видит сложное проявление человеческой натуры,
жизни.
Отнюдь не
романтический злодей и сам Мазепа. Пушкин даже противопоставлял свою «Полтаву»
байроновской поэме «Мазепа», в которой образ Мазепы дан в романтическом плане,
оторванно от конкретно-исторической обстановки. Пушкин стремится правдиво
развить характер Мазепы как хитрого и коварного интригана-изменника, одержимого
не столько старческой страстью к Марии, сколько жаждой власти и честолюбием.
«Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь как в истории, а речи его объясняют
его исторический характер»,- замечает Пушкин. Личная вражда гетмана к Петру,
занимающая чуть не основное место у Байрона, в поэме Пушкина выступает как одна
из деталей, а измена Мазепы трактуется в свете политических отношений России,
Польши, Швеции, Украины.
В творческом
развитии Пушкина, в его исканиях «Полтава» явилась опытом создания
реалистической поэмы на историческую тему.
В «Полтаве»
Пушкин пытается сочетать жанр старой, героической поэмы с новой,
лирико-эпической, созданной романтизмом, что соответствовало двум основным
темам «Полтавы».
Используя
художественные достижения романтической поэтики и стилистики, Пушкин вместе с
тем стремится к реалистическому воспроизведению национального колорита в
изображении картин Украины и украинской природы. Именно в «Полтаве» наряду с
образцом батальной живописи дан шедевр пушкинского пейзажа - знаменитая картина
украинской ночи («Тиха украинская ночь»). «Есть что-то оригинальное,
самобытное, чисто русское в тойе рассказа, в духе и обороте выражений»,-
замечает Белинский о стиле поэмы Пушкина.
Настойчивый
интерес к эпохе и личности Петра 1 был связан не только с надеждами Пушкина
добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра. Тема
Петра 1 обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития
России. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной
исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем
самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.
Пушкин мечтал о
таком историческом будущем России, при котором социальный прогресс соединялся бы
с развитием просвещения народа, гуманных нравов, подлинной свободы и
человечности. Невозможность решения этой проблемы в условиях того времени и
явилась источником многих трагических переживаний Пушкина в конце его жизни.
Пушкин не
видел, кто мог бы осуществить те «великие перемены» в жизни России,
необходимость которых всегда была для него очевидна. Все яснее становится ему
тупой, реакционный характер политики Николая 1, в котором было «много от
прапорщика», как говорил поэт.
В 1833 году
Пушкин пишет поэму «Медный всадник». Одной из идеи этой поэмы является мысль о
том, что самодержавие, при Петре сыгравшее прогрессивную роль в развитии
России, в последующем превратилось в реакционную, антинациональную силу.
С другой
стороны, в русском обществе не было тогда и силы, способной противопоставить
себя деспотической монархии, чудовищному, топчущему все человеческое «медному
всаднику».
«Медный
всадник» - поэма философская, социальная и историческая. Во введении к поэме
возникает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего великое
национальное дело, о котором мечтали многие поколения,- укрепление русского
государства на берегах Балтийского моря, «на зло надменному соседу». Петр
выступает во введении и как покоритель самой природы, ее стихий, как воплощение
победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которая до него
веками царила «на берегу пустынных волн». Пушкин сложил поэтический гимн
могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способных осуществить
такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного
города, символа новой, преобразованной России.
Проходит сто
лет, осуществлен гениальный замысел Петра. Облик Петербурга - «Петра творенья»
- рисуется Пушкиным с чувством патриотической гордости и восхищения,
воображение поэта поражено невиданной красотой северной столицы, ее «строгим,
стройным видом», дивным ансамблем площадей и дворцов, Невой, закованной в
гранит, белыми ночами. Но это и город, социальных контрастов и противоречий,
отразившихся в злосчастной судьбе Евгения и его любимой Параши, ничем не
защищенных от превратностей жизни и становящихся жертвами созданного, казалось
бы, для счастья людей изумительного города. Поэт задумывался над философской
проблемой столкновения интересов личности и неумолимого хода истории.
Пушкин создавал
«Медного всадника» в ту же пору, когда Гоголь начинал писать свои петербургские
повести. Свою поэму Пушкин также называет «петербургской повестью». Грандиозная
философско-историческая тема сливается в ней с изображением судьбы маленького
человека, с его протестом; в поэме звучит социальная тема, которая станет
главной в петербургских повестях Гоголя и «натуральной школы».
Образ Петра
волнует не только поэтическое воображение Пушкина: он обращается к нему и как историк.
В марте 1832 года Пушкин приступил к работе над задуманной им «Историей Петра
Великого». Исследования Пушкина были прерваны работой поэта над «Историей
Пугачева». В апреле 1834 года Пушкин возвращается снова к истории Петра,
усиленно роясь в архивах, собирая материалы, делая заметки, выяиски. После
смерти Пушкина была сделана попытка издать записи поэта по истории Петра 1, но
Николай 1 не разрешил издания. Пушкинский труд был опубликован только в наше
время, когда были случайно найдены 22 тетради заметок и выписок Пушкина (часть
тетрадей пропала). Основная идея, которой руководствовался Пушкин в своем
понимании деятельности Петра, четко выражена следующим замечанием о нем поэта:
«Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого
и временными его указами, первые суть плоды ума обширного, исполненного
доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажете»,
писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего,
вторые вырвались у нетерпеливого, самовластного помещика». Отмечая это
противоречие, Пушкин глубоко понимал историческую необходимость и значение
деятельности Петра, в своих произведениях о нем подчеркивал именно
преобразовательную, созидательную ее сторону. И чем мрачнее становилась в
глазах Пушкина личность Николая 1, тем светлее представлялся ему образ Петра 1
(«Пир Петра Великого»).
Круг
исторических интересов Пушкина был необычайно широк и охватывал многие вопросы,
занимавшие русскую общественную мысль его времени, в частности проблемы
характера исторического развития допетровской Руси, возникновения феодализма и
т. д. Громадный его интерес вызвало «Слово о полку Игореве» как исторический и
поэтический памятник древней Руси.
Особенное
внимание Пушкина как историка привлекают периоды исторических кризисов, крупные
народные движения - начало XVII века, время Петра 1 и царствование Екатерины
II, ознаменованное крестьянским восстанием Пугачева. В трактовке русской
истории XVIII и начала XIX века вплоть до Отечественной войны 1812 года,
которую поэт называл «величайшим событием новейшей истории», Пушкин намного
опередил историческую науку своего времени. В характеристике Петра 1 и значения
его преобразовательной деятельности Пушкин был предшественником Герцена и
Белинского. Огромное значение придавал поэт роли народных масс в истории.
Пушкин любил и
лирическую обработку исторической темы. В стихотворениях «К вельможе» (1830),
«Полководец» (1835), «Пир Петра Великого» (1835) и др. он обращается к
историческому прошлому, размышляя о превратностях истории, о смене эпох,
событий, образа жизни и понятий. В стихотворении «К вельможе» Пушкин воссоздает
облик двух эпох, сменивших друг друга в бурном столкновении потрясших весь мир
событий, смену идей века Просвещения влиянием Байрона, торжеством новых мнений
и страстей. В незавершенном стихотворении «Была пора: наш праздник молодой...»
(1836), посвященном лицейской годовщине, Пушкин опять вспоминает о бурной своей
эпохе.
Список
литературы
Данченко
Виктория. Пушкин и историческая тема в русской литературе