(по роману
Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»)
Лицом к лицу
Лица не
увидать.
С. Есенин
В
художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать
словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски
этим искусством владели. Федор Михайлович Достоевский, по-моему, исключение из
этого правила. Он рисует не живописные, а психологические портреты своих
героев. Лично мне увидеть лица героев Достоевского помог художник Илья
Глазунов, который иллюстрировал его произведения.
Итак, среди
изобразительных средств, с помощью которых писатель создает образы своих
героев, значительное место занимают выразительные психологические зарисовки.
Они часто сопровождаются эмоциональной оценкой самого автора. Вот, например,
портрет Наташи Ихменевой: “Я глядел на нее с недоумением и страхом. Как
переменилась она в три недели! Сердце мое защемило тоской, когда я разглядел
эти впалые бледные щеки, губы, запекшиеся, как в лихорадке, и глаза, сверкавшие
из-под темных ресниц горячечным огнем и какой-то страстной решимостью”. Здесь
Достоевский очень четко обрисовал внутреннее состояние героини романа. Портрет
князя Валковского передан в деталях и очень обстоятельно: “Правильный овал лица
несколько смуглого, превосходные зубы, маленькие и довольно тонкие губы,
красиво обрисованные, прямой, несколько продолговатый нос, высокий лоб, на
котором еще не видно было ни малейшей морщинки, серые, довольно большие
глаза...” Но в общем-то это мало что говорит читателю. А вот дальше автор
начинает как бы комментировать эти детали психологически: “...все это
составляло почти красавца, а между тем лицо его не производило приятного
впечатления”. Тут же мы узнаем, что выражение лица князя “было как будто не
свое, а всегда напускное, обдуманное, заимствованное”, что “под всегдашней
маской” кроется “что-то злое, хитрое и в высочайшей степени эгоистическое”, что
“лучи его взглядов как будто раздваивались и между мягкими ласковыми лучами
мелькали жесткие, недоверчивые, пытливые, злые”. Как мы видим, портрет плавно
переходит в развернутую психологическую характеристику. Мне кажется, в этом и
есть сильная сторона Достоевского-портретиста, Достоевского-художника.
Есть в этом
плане у Достоевского, на мой взгляд, совершенно уникальные портреты. Вот,
например, как он рисует собаку старика Смита: “... с первого раза, как я ее
увидал, тотчас же пришло в голову, что эта собака не может быть такая, как все
собаки; что она — собака необыкновенная; что в ней непременно должно быть
что-то фантастическое, заколдованное; что это, может быть, какой-нибудь
Мефистофель в собачьем виде и что судьба ее какими-то таинственными, неведомыми
путями соединена с судьбой ее хозяина”. Дальше Достоевский начинает перечислять
физические детали собачьего облика, но они уже ничего не могут дополнить в
созданном вначале образе фантастического существа. Мне кажется, Достоевский в
данном случае использовал прием, если можно так сказать, навязывания читателю
своей волей нужного образа. Ведь словесный портрет собаки довольно беден, а
есть только монотонно повторяемые определения: “необыкновенная”,
“фантастическое”, “заколдованное”, “таинственными, неведомыми путями соединена”.
Таких удивительных психологических моментов воздействия на читательское
воображение у Достоевского очень много. Но как портретист-психолог я считаю,
Достоевский начался с романа “Униженные и оскорбленные”. Этот роман был
предтечей таких больших его философско-психологических романов, как
“Преступление и наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/