Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе "Евгений Онегин"
Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе "Евгений Онегин"
Проблемы
смысла жизни, счастья, долга в романе "Евгений Онегин"
В романе Льва
Толстого "Война и мир" большое значение уделяется не только
психологии, но и философии, истории. Толстой хотел показать не отдельные
характеры, как Достоевский, а человеческую массу и способы влияния на нее.
История у Толстого - это взаимодействие миллионов людей. Он пытается показать,
что отдельный человек, исторический деятель не в состоянии влиять на
человечество.
Отдельные
деятели у Толстого показаны как люди, стоящие вне исторического процесса и не
могущие влиять на него. У Толстого они - просто люди и прежде всего - люди. Они
вступают во взаимодействие с другими героями произведения, и каждый герой
составляет о нем свое мнение прежде всего как о человеке. Так поступает и
Андрей Болконский - он контактирует практически со всеми историческими
деятелями его времени: Наполеоном, Александром, Кутузовым, Францем-Иосифом.
Интересно посмотреть, как князь Андрей относится к каждому из них. Прежде всего
следует рассмотреть отношение князя Андрея к Кутузову. Это человек, который
князю Андрею хорошо знаком, именно к Кутузову послал служить князя Андрея его
отец. Старый князь "передает эстафету отцовства" Кутузову. Задача и
того и другого - хранить князя Андрея. Ни тот ни другой не в силах повлиять на
его судьбу.
Князь Андрей
любит Кутузова как доброго дедушку и отца своей армии, и именно через Кутузова
князь Андрей соединяется с народом. Кутузов не в силах повлиять ни на кого, на
ход истории и изменить его. Он выступает здесь как архангел Михаил -
предводитель святого воинства. Русское войско - святое войско, оно защищает
свою страну от Антихриста - Наполеона и войска дьявола. И как Архангел Михаил,
Кутузов практически никакими действиями не мешает Наполеону. Он считает, что
Наполеон образумится и раскается, как оно и случилось.
Наполеон
понимает всю бесполезность войны против русских. Наполеон не может воевать с
русскими. Антихрист не может воевать со святым воинством. И ему остается только
уйти, признав свое поражение. Эта борьба разворачивается в высших небесных
сферах, и князь Андрей, как существо высшего порядка, понимает, что Наполеон и
Кутузов - не просто главнокомандующие двух враждебных армий. Это существа,
личности которых сформировались где-то в другом мире. Бородино - это своего
рода Армагеддон, последняя схватка, последняя битва Добра и Зла. Так это и
случилось - в этой битве Наполеон потерпел поражение.
Князь Андрей
это понимает, у него это понимание где-то на подсознательном уровне. Он не
отдает себе в этом отчета. В начале романа он воспринимает Наполеона как
властителя мира, умного и честного. Это согласуется с библейскими
апокрифическими словами о том, что Антихрист придет властвовать и все его будут
любить. Так и Наполеон - пришел властвовать и хотел власти над всеми. Но Русь
нельзя покорить, Русь - святая земля, святое воинство, ее нельзя завоевать. У
князя Андрея при Бородине, при иносказательном Армагеддоне была своя роль - он
явился символом ангельского смирения, и здесь он противопоставлен Кутузову,
который дает сражение Антихристу. И Кутузов здесь воспринимается князем Андреем
именно так, как воспринимают ангела - как доброго всеобщего отца.
Здесь, чтобы
закончить разговор о Кутузове и Наполеоне в восприятии князя Андрея, нужно
сказать об отличии Кутузова от Наполеона, о различиях в их философии и
мировоззрении. Кутузов более близок к князю Андрею, потому что это восточный
тип человеческого сознания. Князь Андрей сам близок к нему. И это сближает его
с Кутузовым. Наполеон же - олицетворение западной философии и западного
мировоззрения. Совсем иначе князь
Андрей
воспринимает двух императоров - Александра и Франца-Иосифа. Это обычные люди,
которых судьба вознесла на высшую ступень власти. Они не могут удержать эту
власть в руках. Князь Андрей чувствует неприязнь к обоим императорам. Они
земные властители, но они недостойны быть ими. Они боятся этой власти и
передоверяют ее своим генералам, командующим, советникам и другим прислужникам
власти. У Александра такая же философия, он передоверяет свою функцию
главнокомандующего Бенигсену и другим иностранцам. Андрею не нравятся люди,
которые не способны нести ответственность за свои поступки. Если ты не можешь
властвовать - зачем называться императором? Власть - это прежде всего
ответственность за тех людей, которые тебе подчиняются. Александр не мог за них
отвечать. Франц-Иосиф тоже. Князь Андрей больше уважает Александра за то, что
он понял свою неспособность командовать армией и передал ее Кутузову.
Франц-Иосиф не способен понять даже свою неталантливость. Он глуповат и
омерзителен князю Андрею, который чувствует свое превосходство над обоими
императорами. Это ощущается где-то на подсознательном уровне. У Андрея к ним
отношение непрощающего ангела. А к полководцам, которые потерпели поражение, у
князя Андрея отношение сочувственное. Например, к генералу Маку у него
отношение офицера. Он видит его, униженного, разбитого, потерявшего все свое
войско, - и у него не рождается негодования. Генерал Мак пришел к апостолу
Михаилу - Михаилу Илларионовичу Кутузову. Он пришел с непокрытой головой,
мокрый, понурый. Он не скрывает своей вины, и архангел Михаил прощает его. И
вслед за ним прощает его апостол Андрей. Другого полководца, уже русского,
князя Багратиона, Михаил благословляет на подвиг. "Благословляю тебя,
князь, на великий подвиг" - так говорит Кутузов, и князь Андрей просит
разрешения сопровождать его, как его ангел-хранитель.
Особняком стоит
отношение князя Андрея к Михаилу Михайловичу Сперанскому. Князь Андрей не
воспринимает его как человека. Очень важна здесь такая деталь, как
металлический смех и холодные руки Сперанского. Это говорит о Сперанском как о
машине, созданной кем-то на "благо" государства. Его задача -
реформировать и обновлять. Он на это запрограммирован. Князь Андрей не может
работать с машиной и расстается с ним. Таким образом, исторические деятели
оцениваются князем Андреем по-разному, но ни один не воспринимается как
существо, способное к влиянию на мировой исторический процесс. Это существо не
от мира сего, и у них нет силы даже на то, чтобы повлиять на историю, даже как
простой народ. Они не являются народом и выпадают из человечества, потому что
они слишком сильны для него, а значит, слишком слабы.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/