Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы
Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы
Проблема поиска истины в одном из произведений русской
литературы.
Проблема
поиска истины – это одна из наиболее актуальных тем в русской литературе. Хоть
раз в своей жизни, над этим задумывается каждый человек, независимо от своего
образования, религии и условий жизни. Начнем с того, что же такое истина.
Толковый словарь Ожегова определяет ее, как «адекватное отображение в сознании
воспринимающего того, что существует объективно». То есть у каждого она своя,
кто-то находит ее, а кто-то - нет, но не оставляет попыток найти свою истину на
протяжение всей жизни. И литература, несомненно, может помочь человеку в этом
поиске.
Из
всех литературных персонажей, искавших истину, я бы хотела рассмотреть путь
Пьера Безухова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Мой выбор основан на том,
что, читая роман, меня поразила глубокая психологичность, способность автора показать
самосовершенствование героев, невероятная точность в словесной передаче их
внутреннего мира, их чувств и мыслей. И интереснее всего для меня было
отслеживать сложный и необычный нравственный путь Пьера Безухова.
В
начале произведения Пьер, по словам автора, - это «массивный молодой человек со
стриженою головою, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким
жабо и в коричневом фраке. Он был незаконным сыном екатерининского вельможи, графа
Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что
приехал из-за границы, где он воспитывался и был первый раз в обществе…» По
мнению Анны Павловны, «молодой человек не умел жить». И, читая строки о Пьере в
начале произведения, мы убеждаемся в этом. Но по ходу развития сюжета романа
ярко прослеживаются этапы духовных исканий Пьера.
Являясь
человеком эмоциональным и непосредственным, Пьер чувствует всю ложь и
демонстративность светского общества. Он не находит единомышленников, а ему
необходимо понимание, он хочет чувствовать свою нужность. В обществе же его
считают «не от мира сего». Пьер предпринимает попытку некоего внутреннего бунта
и совершает много ошибок, ища то, что ему действительно нужно в этой жизни.
Первым
этапом духовных исканий Пьера Безухова стала ориентация на идеи Наполеона,
«общественный договор» Руссо и идеи французской революции. Он тесно сближается
с Андреем Болконским и получает от него совет – бросить беспутную жизнь и заняться
делом, поскольку он «один живой человек среди всего нашего света». Но Пьер
продолжает кутежи с Анатолем Курагиным, за что высылается из города. В это
время и наступает новый этап в его жизни – получение наследства, едва ли не
самого большого в России, а также скоропалительная и престижная, по мнению
Пьера, женитьба на Элен. Конечно, брак с пустой и неинтересной, да к тому же
еще и ветреной Элен не приносит Пьеру счастья, что выливается в сильнейший
духовный кризис и дуэль с Долоховым. Мятущаяся душа Пьера, отсутствие духовной
поддержки со стороны, неудачи в личной жизни – все это толкает его к масонству,
которое он понимает как учение о равенстве и братстве. Масонство было попыткой
Пьера уйти от проблем, погрузиться в вымышленный мир.
Однако
сватовство князя Андрея к Наташе возвращает его к реальности. Он осознает все
свои прошлые ошибки: «Я желал произвести республику в России, быть Наполеоном,
философом, тактиком, победителем Наполеона.… А вместо этого – вот он – богатый
муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить, и,
расстегнувшись, слегка побранить правительство». Пьер осознает свое
существование ничтожным. С этого времени можно проследить путь духовного
возрождения Пьера. В его душе вспыхивает нежное чувство к Наташе Ростовой.
Военное время способствует раскрытию Пьера как героического человека. В его
жизни появляются организация ополчения, Бородино, батарея Раевского. В итоге
этих испытаний Пьеру снится сон, в котором он видит масона Баздеева, простых
солдат, молящихся на икону, что и помогает ему окончательно понять смысл своей
жизни, перевести иносказание сна в правильное русло и окончательно встать на
правильный путь в жизни. Это выражается в отказе уйти из оставленной жител! ями
Москвы, намерении убить Наполеона, и ценой собственной жизни спасти Отечество.
Пьер спасает жизнь девочке во время пожара и избавляет женщину от
надругательства. Попав в плен, он сближается с Платоном Каратаевым, бывшим
крестьянином, от которого Пьер набирается крестьянской мудрости и обретает
внутренне спокойствие. Вернувшись из плена, он так же, как и прежде, добр и
рассеян, но в его характере появляется такая черта, как всепрощение, он легко
находит взаимопонимание с людьми. Теперь Пьер Безухов – духовно самодостаточный
человек, который находится в гармонии со всем окружающим миром.
Этим
и знаменуется последний его этап в духовном поиске – женитьба на Наташе
Ростовой, в браке с которой достигается цель жизни Пьера – крепкая верная семья
и дети, идиллия любви.
В
завершении хочется отметить яркость образа Пьера Безухова в романе. Ни один из
персонажей не проходит такой путь самосовершенствования, не меняет так
кардинально свои взгляды и мысли. Что ж, поиск истины всегда сложен. На мой
взгляд, в достижении истины главное – это правильно определить цель своей жизни
и найти самые верные, самые правильные пути достижения своей цели. Пьер
проделал очень большую внутреннюю работу, и его вполне можно считать человеком,
который нашел свою истину.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru