Одной
из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для
писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию
и покой.
Но
Природа и ужасала его — своего певца — равнодушием и отсутствием видимой цели в
творимой ею жизни: «...она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого
моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на
коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это
штука — равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая — это
жизнь, природа или Бог; называйте ее как хотите, но не поклоняйтесь ей... Ибо в
акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в
текущей воде, в переваривающемся желудке...» — писал И. С. Тургенев 28 июля
1846 года Полине Виардо.
Природа
являлась для Ивана Сергеевича и первопричиной гамлетовского начала — одного из
проявлений ее всеобщего закона, он видит в ней «всеобщую и бесконечную
гармонию», в которой существуют все и вся. Все жизни сливаются в мировую жизнь
— это общая тайна, которую мы видим и не видим. В Природе все обособлено и в то
же время слито — это общая тайна. Человеку порой трудно или даже невозможно
найти успокоение в «бесконечности гармонии», ибо она вне разума.
Безразличие
Природы, воплощенное в незыблемости ее законов,— вот что питало космический
пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное,
так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них»,— говорил он
Полонскому в конце жизни.
Грустным
итогом подобных размышлений стало стихотворение в прозе «Природа». Поэт
обращается к «нашей общей матери» с вопросом о ее заботах: «не о будущих ли
судьбах человечества» они? Но оказывается, что предмет для ее дум — «Как бы
придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей Удобнее было спасаться от
врагов своих». Поэт потрясен: «Но разве мы, люди, не любимые твои дети?»
Природа же холодно спокойна: «— Все твари мои дети,— промолвила она,— и я
одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю. — Но добро... разум...
справедливость...— пролепетал я снова. — Это человеческие слова,— раздался
железный голос.— Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон — и что
такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или
людям... мне все равно... А ты пока защищайся — и не мешай мне!»
Разум
художника не может постигнуть этого противоречия и безнадежности существования
— разум ищет опоры. Тургенев — прекрасный лирик, его и прозаические
произведения изобилуют описаниями картин природы. Причем природа в них созвучна
настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века
изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского,
Л. Толстого, Н. Некрасова.
И
сегодня мы часто смотрим вокруг глазами И. С. Тургенева.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/