Сборник рефератов

Природа в творчестве русских поэтов

p> Взаимоотношения человека и природы в романе И.С. Тургенева можно рассмотреть на примере отдельных героев – Базарова, Аркадия, Николая
Петровича, Павла Петровича.

Я думаю, что начать следует с Базарова – главного героя романа. Это противоречивая личность: с одной стороны, он все отрицающий нигилист, материалист, но в то же время в нем есть скрытый романтизм, к котором он никогда никому не признается, даже самому себе. В одном из разговоров со своим другом Аркадием он замечает, что «природа не храм, а мастерская» и человек в ней работник, а всякое другое ее восприятие – «пустяки»; в ней нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень и акацию Базаров называет «добрыми ребятами» и искренне, по-хорошему радуется, что принялась отцовская роща - природа должна приносить пользу, в этом ее назначение.

Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается. Но, видно, были в глубинах его души ростки романтизма, которые он не смог заглушить. И мы видим их, когда Базаров влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил романтика в самом себе; и тогда бескомпромиссный нигилист шел в лес, ища рядом с природой одиночества, бродил «ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса ее и себя». Но Базаров ненавидит в себе «глупый романтизм», презирает его, ругает себя.

Базаров беден, его жизнь тяжела, и, по его мнению, у него просто нет времени на романтику.

Совсем не таков его друг Аркадий, который усиленно подражает
Базарову, строит из себя сурового, взрослого мужчину. На самом деле он мягкий, нежный юноша. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует ее, правда, скрывает все это, но невозможно скрыть то, что естественно. И, забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает у Базарова: «И природа пустяк?» На что тот отвечает: «… пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь». Но для Аркадия это не так, для него природа – именно «храм», и мы видим, что ему чуждо мировоззрение
Базарова, хотя он благоговеет перед ним и подражает ему, чтобы не казаться слабым, не понимая, что это вовсе не слабость. Неожиданно для себя он находит взаимопонимание с Катей, которая тоже любит природу, и это чувство еще более сближает молодых людей.

Отец Аркадия – Николай Петрович – очень схож со своим сыном, он тоже романтик, только не скрывает этого. Николай Петрович любит почитать
Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров, у него есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Он старается быть прогрессивным человеком, но не отрекается от того, что ему близко. Николай Петрович удивляется, как можно «не сочувствовать художеству, природе…» Он видит великолепный вечерний пейзаж: освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание, мечта, перед ним предстает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У него слезы на глазах, он поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. И мы сочувствуем этому человеку, понимаем его.
Этот эпизод окончательно раскрывает перед нами натуру Николая Петровича.

Взглянем теперь на его брата, Павла Петровича, который является полной противоположностью Николаю Петровичу. Он сухой, желчный человек, равнодушный к природе, она никак на него не влияет. В тот же вечер, когда его брат мечтает и предается воспоминаниям, Павел Петрович тоже гуляет в саду и также гляди на звезды, но они не вызывают у него никаких переживаний. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…» он в чем-то схож с Базаровым, но для него природа даже не «мастерская», а просто фон.

В романе «отцы и дети» есть прелестные пейзажи. Например, в самом начале романа, когда приезд Аркадия совпадает с наступлением весны: «Все кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка, все – деревья, кусты и травы». Мы как будто слышим журчание ручейка, пение птиц, на нас будто веет весной.

Или описание утра перед дуэлью Павла Петровича и Базарова:
«…маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; темная зелень, казалось еще хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». Как точно схвачены все детали, картина как будто дышит.

Мы видим, что сам автор почитает и ценит природу, тонко ее чувствует и понимает, конечно же, он ближе по духу к Николаю Петровичу и Аркадию.

Но природа для автора не только источник наслаждения, но и тайная, непостижимая сила, перед которой бессилен человек. Все его желания, стремления заранее обречены, так как человек смертен. И лишь одна природа пребывает в вечности6 «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Тургенев и Бунин относятся к разным поколениям одной эпохи. Отцы и дети. Отцы застали расцвет того, что дети могут только припоминать: «Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, - очень недавно…»,
«Крепостного права я не знал и не видел, но, помню…», «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства».

Для Тургенева охота, как для всякого добропорядочного помещика, - дело обычное, она – составная часть его жизни, и потому Тургенев говорит об охоте, как, впрочем, и обо всем другом, в настоящем времени, создающем эффект присутствия: «За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу… Вы отыскиваете… оглядываетесь… Солнце село, но в лесу еще светло… Вы ждете…»

Что же мы видим у Бунина? «И вот опять как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу, пьют на последние деньги, по целым дням, пропадают в смежных полях…» Эпоха уходит вместе с охотой и дворянством, Бунин – один из последних его представителей, а потому так печальны его рассказы, что все в прошлом: «Были и разрушающиеся, но все еще живые на широкую ногу усадьбы с огромным поместьем, с садом в двадцать десятин. Правда, сохранились некоторые из таких усадеб еще и до сего времени, но в них уже нет жизни…» Охота и дворянство – понятия неразделимые: «Вы, кажется, также любите охоту, Лука Петрович? – любил бы… да, знаете, неловко, по причине звания. За дворянами нашему брату не приходится тянуться» (Тургенев); «За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота». Именно любовь к охоте, а следовательно, и к природе объединяет Тургенева и Бунина. Вот что говорит Тургенев в набросках к статье об охоте: «Люблю охоту за свободу», «за восход и закат солнца», за то, что с нею, как и с поэзией, связано особое чувство»,
«которое стоит выше всего и зависит только от меня». У Бунина все это тоже подразумевается: «Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам». Тургенев и Бунин при всех их различиях, писатели необычайно схожие. Оба - пессимистично – меланхоличные, один – потому что предчувствует, другой – потому что присутствует при кончине старого доброго мира. Но совпадение их видения природы просто поразительное! Сравним, к примеру, два описания ночного неба и Млечного пути: «Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад… Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный путь… А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами…» и второе: «Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв, мерцая, по направлению
Млечного пути, и, право глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…» Где Тургенев, а где Бунин, вы сможете определить лишь по многословности и пышности Бунина и по относительной простоте Тургенева. Не буду вдаваться в подробности, но согласитесь, в XIX и 1900 г. чувствуется. И все же, повторюсь, несмотря на это, отрывок из тургеневской поэмы, «преданный сожжению», включает в себя и многие бунинские характерные образы:

… И понемногу начло назад

Его тянуть: в деревню, в темный сад,

Где липы так огромны, так тенисты,

Ге ландыши так девственно душисты,

Где круглые ракиты над водой

С плотины наклонились чередой,

Где тучный дуб растет над тучной нивой,

Где пахнет конопелью да крапивой…

Туда, туда, в раздольные поля,

Где бархатом чернеется земля,

Где рожь, куда ни кинтье вы глазами,

Струится тихо мягкими волнами.

И падает тяжелый желтый луч

Из-за прозрачных, белых, круглых туч;

Там хорошо…

Их речь одинаково красива, слова звучат и переливаются хрустальным звоном, а мысленному взору открываются великолепные живые картины: «мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая…» и тургеневское: «… А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, … небольшая осиновая роща вся сверкает, насквозь, словно ей весело и легко стоять голой…»

Картины природы предстают перед нами увиденными глазами героев, прошедших через их души и сердца. Малейшее колебание настроения отражается в окружающем пейзаже. «Митя… глянул на… крышку гроба, обитую золотой парчей, - и вдруг почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: в солнечном свете, в весенней траве на дворе, в небе, в саду…» - Обычно весна ассоциируется с возрождением, но мимо бунинского героя только что прошествовала смерть, и даже весна стала какой-то не такой: «все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна стала прелесть весны, ее вечной юности!» такую же зависимость восприятия окружающей природы от состояния человека мы видим у Тургенева, когда усталый заблудившийся охотник плутал по окрестностям Бежина луга: «Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали из земли перед самым моим носом». Словом, как писал Бунин,
«нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни».

Нельзя не обратить внимание на пейзаж в романе «Война и мир», потому что лучшие герои Л.Н. Толстого и лучшие минуты их жизни связаны с природой.
Вспомним, как на обратном пути из Отрадного Болконский увидел, что старый дуб зазеленел.

«Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни в одно и тоже время вдруг вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и луна – все это вдруг вспомнилось ему».

Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему, как в сцене с дубом.

После тяжелого духовного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе
Андрея Болконского, еще робко и слабо, появляются новые проблески жизни.
Это происходит ранней весной, когда на закате виднелся «красный отблеск солнца по синеющему разливу… и … волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома».

Полное духовное возрождение Андрея Болконского связывается с его восприятием оживающей весенней природы, когда не только молоденькие березки, но и старый могучий дуб, сердитый, презрительный с обломанными суками, корявыми руками и пальцами, чувствует прилив жизненных сил, сливаясь со всей обновленной природой. Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном. Природа еще сохраняет свои яркие краски: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделялись от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого яркого жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса… стали золотистыми и ярко- красными островами посреди ярко-зеленых озимей», но «уже были зазимки, утренние морозы заковали смоченную дождями землю». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке кипучие силы, и ей так глубоко созвучно то страстное увлечение людей охотой, музыкой, пляской, которое с такой художественной выразительностью дает Толстой в сценах охоты Ростовых и их пребывания в гостях у дядюшки.

Прекрасное описание зимней лунной ночи, своим ярким блеском гармонирующей с настроением молодежи.

«Тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны», но вот тройки с ряженными вырвались за ограду, «алмазно- блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон.» и эта сверкающая равнина, и безумная скачка, и смех и крики ряженых – все было созвучно той молодой радости, которую переживали и Николай, и Соня, и Наташа. «Свет был так силен и звезд на снегу было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело». Отрицательные же персонажи Толстого почти никогда не изображаются в единстве с природой, они лишены дивной связи с ней.

Светлая, ясная природа дает человеку радость и силы и делает еще более непонятным безумие людей, убивающих друг друга. Утро Бородинской битвы «было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов». Пьер в это момент видит панораму Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца… кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто- зеленного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…
Ближе блестели золотые поля и перелески». А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля боя: «Над всем полем, прежде столь весело-красным, с его Блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, на изуродованных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете»?

Полное изгнание врага потребовало от русских людей много настойчивости, упорства, трудов, скромного, незаметного героизма. И этой их деятельности созвучна простая русская природа. «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь». В лесу выслеживали вражеские воинские части наши партизаны во главе с Денисовым.

Партизаны готовились к нападению. Дождик шел с утра, и казалось, что вот-вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимал в себя воды, и ручьи текли по колеям.

Дожди, а затем снег и морозы вырывают из рядов русских войск ослабевших и заболевших, но это не ослабевает русскую армию в целом. «8-го ноября, в последний день Красненских сражений, уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно- лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться». Суровая природа воспитала крепких, выносливых, сметливых людей. Солдаты притащили плетеную стенку, разрубили трубки. Один из них стал плясать… но слабые пришельцы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью едкие насмешки русских богатырей.

От дальнего, шагов за сто костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамершего француза, и один из них старался подражать французкому говору. Все они радовались, что могут помочь жалкому голодному человеку, забыв, что недавно он был их врагом.

«И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто их не увидит, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой». Казалось, сама природа сочувствует проявлению доброго, человеческого чувства.

Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается
«высокое бесконечное небо» - символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».

Пейзажная лирика Лермонтова.

М.Ю. Лермонтов – великий русский поэт.

Одна из ведущих тем его творчества – одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять «образы бездушных людей», принадлежавших к светскому обществу, светлому миру природы как вместимицу этических ценностей, олицетворению «естественного добра», противостоящего
«испорченному свету».

В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…», построенном на контрасте – «приличьем стянутые маски» и «родные места» поэта, - природа названа «царством дивным»:

Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В алею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луг, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Эти картины оживляют душу поэта: «я плачу и люблю…»

Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с ней. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась «тучка золотая», одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от «ветки родимой» и нигде не находящего приюта.

Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова - природа в духовной жизни человека. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие
«румяного вечера», «златого утреннего часа», когда «волнуется желтеющая нива», кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, «свежий лес шумит при звуке ветерка». Для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край.

Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Но каждый раз, когда я читаю это стихотворение, меня что-то смутно беспокоит, задевает, не дает наслаждаться идиллической картиной. Загадка кроется в несоответствии – цветущий ландыш и желтеющая нива. Возможно ли это в реальной жизни? Что это? Ошибка поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах?

По своему настроению стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»перекликается с описанием «природы голосов» в поэме «Мцыри»:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж деревьев…

Природа в поэме Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни.

«Волшебные, странные» голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли», все вокруг Мцыри сливалось воедино в хвалебных одах создателю, но не человеку:

… не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

Сознавая трагизм своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой.

С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу я на дорогу…», принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли «в сиянье голубом»
Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной.

Перекличка вопросов и ответов:

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть…- придает особую тональность стихотворению.

Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования («Что же мне так больно и так трудно»), при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой.

Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении «Три пальмы», где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении «Три пальмы» человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

А завершается стихотворение и вовсе апокалиптической картиной:

И ныне все дико и пусто кругом…

Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждая его:

Я думал: «Жалкий человек.

Чего он хочет!... небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем»?

(«Валерик»)

Так многообразно раскрывается в лирике Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы. Готовых ответов нет, но задуматься поэт заставляет.

Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи – рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. «Тихонько плачет» покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторванный от ветки, никому не нужный, не знающий сна и покоя. Как характерно то, что «до срока созрел он». Ведь так Лермонтов напишет и о целом поколении, сравнив его с ранними плодами («Душа»). Стихотворения такого типа основаны на олицетворении, их можно назвать аллегорическими.
Даже перевод стихотворения Гейне звучит совершенно оригинально: «На севере диком…»

Очень точно Лермонтов использует прием одушевления. Прием одушевления
– не редкость в поэзии, но, по наблюдениям исследователей, Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. «Он был похож на вечер ясный», - пишет поэт о
Демоне.

В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Часто гармония природы противопоставляется дисгармонии в души человека.

«В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом, что же мне так больно и так трудно?» природа может таить опасность, казаться враждебной человеку, как это происходит в поэме «Мцыри»: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота», героя «палит огонь безжалостного дня».
Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе:
«О, я как брат обняться с бурей был бы рад!», 2глазамаи тучи я следил, рукою молнию ловил…» («Мцыри»).

Мы видим, что природа для поэта – это великолепный божий сад. Лишь она может убаюкать душу, хоть на время, в поэтичном сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью. Он желает, «чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел» над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: «Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа». Только это поможет ему умереть, примириться с судьбой, думая о любви.

Даже суровый, мрачный и скептически настроенный Печорин способен в редкие минуты почувствовать свет, исходящий от природы: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Весело жить в такой земле».

Конечно, поэту – романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури. Но
Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, любит и
«росой обрызганный душистый ландыш», и «малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка», и «холодный ключ», играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает все любимые явления природы, самые светлые впечатления. И они вызывают минуты умиления, когда мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и небо, душа и мир объединяются в одном счастливом порыве. Только благодаря природе переживает он такие мгновенья, так как она, в отличие от человеческого мира, являет собой плоды рук Творца в неискаженном, чистом образе.

Мне кажется, что нельзя представить себе поэму «Мцыри» без картин природы. Если исключить описание природы из текста, исчезнет не только красота и поэтичность произведения. Без пейзажей поэма станет похожа на человека без души. Останется лишь тело, исчезнет духовный мир. Поэма не статья, где автор рассуждениями и аргументами доказывает какую-нибудь мысль. В стихотворном произведении всегда есть таинственный и необъяснимый мир чувств. Он может быть выражен по-разному.

Душа поэмы «Мцыри» - природа Кавказа.

М.Ю.Лермонтов не «фотографирует» природу. Он рисует ее образно, создавая необычный мир поэмы:

…Там, где, сливаясь, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры…

Как удивительно поэтично это сравнение! Красота каждой картины природы
– это красота всей поэмы, красота души Мцыри, ведь именно его глазами мы видим окружающий мир. Все время по-разному воспринимает Мцыри природу. сначала в ней тоска:

…Сердце билося живей

При виде солнца и полей

С высокой башни угловой,

Где воздух свеж и где порой

В глубокой скважине стены,

Дитя неведомой страны,

Прижавшись, голубь молодой

Сидит, испуганный грозой…

Потом в пейзаже воплощается бунт души Мцыри против однообразной, никому не нужной жизни:

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой

Меж бурным сердцем и грозой?

Потом природа становится символом блаженства, необъятности свободы:

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

Он так прозрачно был глубок;

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Тонул…

Каждый человек, любящий свою родину, любит ее природу. Мцыри почти не знает мира своей страны, но он любит ее через природу, и эта любовь безгранична.

Как непроста натура Мцыри! Его мировосприятие поэтично. Конечно, не каждый человек может сказать:

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста…

Принимая бой природы – барса, побеждая его, Мцыри не становится врагом природы, наоборот, он ощущает себя ее частью:

Я пламенел, визжал, как он,

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Сыном природы Мцыри остается до последних минут жизни. И умирает он, как «в тюрьме воспитанный цветок». Его смерть – это гибель мельчайшей, но прекрасной частицы природы.

Я думаю, что природа в творчестве Лермонтова всегда была символом свободы. В своих стихотворениях и поэмах он воспевал природу Кавказа. То были романтические зарисовки, поражавшие читателя необычными красками.
Лермонтов делится с нами своими мыслями, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни.

В лирике Лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство духовного мира лирического героя и мира природы.
Лирический герой поэта в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. Природа словно подчеркивает одиночество лирического героя.
Одиноко растет «на севере диком» сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес – великан в стихотворении «Утес».

В раннем стихотворении «Осень» чуть ли не ученически воспроизведены основные детали пейзажа: тут и пожелтевшие листья, и мрачная зелень елей, и туман, сквозь который проглядывает тусклый месяц, и воспоминание о летнем многоцветье, и сожаление об ушедшей весне с ее радостями. В сущности это описание того чувства утраты, которое охватывает человека поздней осенью при созерцании увядающей природы. Но здесь описание природы и само чувство грусти переданы приблизительно, без указания конкретных примет эпохи или без связи с особыми событиями в жизни лирического героя.

По мере того как мужал Лермонтов, содержание лирических произведений о природе обогащалось. В них начинают появляться не только элегические или патриотические, но и откровенно политические мотивы, а также философские раздумья о важнейших проблемах. Так, в небольшой зарисовке «Когда волнуется желтеющая нива…» поэт выразил целую концепцию бытия.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка.

Пейзаж словно бы заслонил всевозможные житейские дрязги, влил в душу успокоение и вызвал уверенность. Жизнь природы представляется гармоничной, и это помогает преодолеть противоречие духовной жизни человека. Природа познается поэтом как источник прекрасного, разлитого повсюду вокруг нас, и как воплощение целесообразного.

Но разве человек не дитя природы? И почему человеческое общество должно выпадать из-под власти всеобщих законов бытия?

Так созерцание природы помогает поэту уяснить, что высшая целесообразность и красота должны восторжествовать и в человеческом обществе. Ведь не для одних же страданий родился человек? Иначе зачем природа или Творец наделили его чувством справедливости, стремлением к правде и жаждой счастья? Желтеющая нива, лес, порыв ветра, ландыш серебристый – все это не разрозненные и тем более не изолированные явления.
Это грани цельного бытия.

Лермонтов умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями, и ведомы и радость встреч, и горечь разлук, и неутолимая грусть.

К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета. В последний год жизни поэт создал ряд произведений удивительного мастерства. Среди них особое место занимают «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Выхожу один я на дорогу». Природа здесь символизирует образ Родины. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» пейзаж занимает всего пять строк из двадцати. Причем это очень необычный пейзаж, имеющий символическое значение. Вся картина жизни лирического героя представлена на космическом фоне и оттого приобретает вид сложного образа – символа, напоминающего о мучительно сложных вопросах, над решением которых бились современники Лермонтова:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Что такое «кремнистый путь в пустыне». Кремень напоминает о крови, о ранах, страданиях. Кремнистый путь – образное воплощение судьбы поэта, пытавшегося найти отклик у современников, но оставшегося безответным, осознавшего полнейшее одиночество в пустыне безлюдья. Но отчуждения и непонимания не должно быть! Ведь во вселенной все связано друг с другом.
Даже звезда с звездою говорит.

Как всякий настоящий, а тем более велики поэт, Лермонтов исповедовался в поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть его душу и понять его как поэта и как человека.

Белинский писал о Лермонтове: «… уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут услышаны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». Сегодня мы можем сказать, что это время наступило.

Сергей Есенин – это один из самых знаменитых певцов русской природы.
Жизненный путь этого поэта был сложным и недолгим. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок!» - с грустью признавался поэт. Да, во многом Есенин ошибался, во многом сомневался, но никогда не изменял своей любви к Родине. До последней минуты жизни поэт любил воистино прекрасную русскую природу. «Чувство Родины – основное в моем творчестве»,
- говорил Есенин. Этим огромным чувством проникнуто все его творчество.
Рязанская земля, где «мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства. Здесь он впервые увидел, как березы отражаются в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскуют тощие тополя…

Вся красота родного края позже отразилась в его стихотворениях, полных любви к русской земли:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Многие ранние стихотворения навеяны религиозными представлениями и поверьями. В этих стихотворениях природа приобретает религиозную окраску: березы – «большие свечки», ели –«монашки», а ветер - ?????????????. Они привлекают своей искренностью, задушевностью. Есенинская природа представляет собой прекрасный и светлый мир. Через образы родной природы передает поэт чувство любви к Родине: «Опять передо мною голубое поле, качают лужи солнца рдяный лик».

В стихотворениях Сергея Есенина природа чувствует себя по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой:

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

Природа не просто живая – она сама человеческая душа. С какой любовью
Есенин обращается к березовым чащам:

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Есенин заставляет нас оторваться от повседневной суеты и окунуться в мир земной красоты:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба – старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Иногда, прочитав такое стихотворение, мне хочется уехать в деревню, чтобы самой почувствовать прекрасный мир природы, наблюдать «красный вечер», любоваться местным пейзажем, учиться слушать тишину.

Каждая строчка есенинского стихотворения шла от души, от чистого сердца. И потому, читая его произведения, невольно представляешь себе шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, утреннюю зарю, вечернее небо:

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и медом от ос.

Вчитываясь в стихотворения Есенина, я поняла, что для него природа – это истинная красота и гармония мира. Его стихотворения воздействуют на нас возвышенно-просветленно:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

От его стихотворений на душе становится просто и тепло. Они рождают в каждой человеческой душе весну:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

Сергей Есенин учит нас любить и уважать природу, относиться к ней заботливо, душевно:

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы я в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Почти в каждом стихотворении Есенина присутствует человек, потому что его нельзя отделить от природы. Тема природы и человека составляет единое целое в его творчестве:

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Я считаю, что Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Не случайно М.Горький утверждал: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печалей полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

Русским поэтом создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому, большинства живущих в России первые поэтические образы природы прежде всего связаны с именем Пушкина. Каждый ребенок в России со страхом и восторгом декламирует:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Поэт, используя очень простые, доступные образы, создает незабываемый эмоциональный настрой, который сохраняется на всю жизнь. А вот еще один замечательный поэтический образ зимней ночи:

Сквозь волнистые туманы

Пробивается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Возникает ощущение тихой грусти, одиночества.

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь да снег…

А вот совсем другое описание зимы, доброе и жизнеутверждающее:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит…

Эти строки полны радости и оптимизма.

На мой взгляд, вершина пушкинской пейзажной лирики – стихотворение
«Осень». Начало первой строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанных рукой гения, - и в нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина осеннего дня.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей…

По-моему, самый прекрасный образ природы создан поэтом в знаменитых строчках:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Здесь в каждой строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы несоединимого. Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте. Осень, любимая пора Пушкина, была для него и временем наибольшего творческого подъема.

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Так, знаменитой болдинской осенью Пушкин завершил свое величайшее творенье – роман «Евгений Онегин», написал маленькие трагедии, много других замечательных произведений.

Описание природы у Пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается главным действующим лицом пушкинской лирики.

Так, в стихотворении «Бесы» картина вьюги – это сложная метафора, отражающая чувства самого Пушкина. Они раскрываются в последних строчках:

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Поэт ищет в окружающей природе расшифровку своего внутреннего мира. С помощью образов природы Пушкин поднимается до больших обобщений, вопросов жизни и смерти.

… Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных…

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим и глядел

На озеро, вспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст…

«Младое, незнакомое» племя, появление которого приветствовал Пушкин, унаследовало от него восхищение красотой русской земли и любовь к русскому слову. К этому племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев,
Кольцов, Лермонтов, Фет, Некрасов и совсем близкий нам Есенин.

Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой мифологии.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Это напоминает народную песню – заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается древнее, языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности, одушевленности:

Схимник – ветер шагом острожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником.

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Поэтому у него нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Любовь к природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» делает лирику Есенина огромной поэмой о России.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Мне кажется, так о России до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль: Есенин – сын России, сострадающий своей «стране березового ситца».

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Поэт понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца.

Не заманит шляться босиком.

К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее.

Чувство природы, ощущение единства с ней человека завещано нам гениальными русскими поэтами Пушкиным и Есениным. Благодаря Пушкину мы останавливаемся в волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов
Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного «зверья». Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.



Страницы: 1, 2


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ