Роман
"Преступление и наказание" был задуман Ф. М. Достоевским на каторге
"в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге,
писатель столкнулся с "сильными личностями" , ставящими себя выше
нравственных законов общества.
На вопрос:
можно ли уничтожать одних людей ради счастья других автор и его герой отвечают
по-разному. Раскольников считает, что возможно, так как это "простая
арифметика". Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна
слезинка ребёнка ( ведь Родион убивает Лизавету и её неродившегося ребёнка). Но
герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория
Родиона Раскольникова терпит крах.
Бунт героя,
лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества. Не
случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений
Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги
спасение для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова
опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он
раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни. Установление
социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь
по совести". Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа
появляются герои "двойники" Раскольникова. "Мы одного поля
ягоды" , говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство.
Свидригайлов и
Лужин исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до
конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную
выгоду всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на
себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий,
что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".
Раскольников
считает, что преступать закон могут только "настоящие люди" , так как
они действуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа
провозглашает: любое убийство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя
простые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая
натура. К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе
уничтожать "ненужных" людей для блага униженных и оскорблённых? Он
сам поднимается над людьми, становясь человеком "необыкновенным".
Поэтому Раскольников делит людей на "избранных" и "тварей
дрожащих".
И Достоевский,
снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье
людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: "... вошь ли я, как
все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею... " Родион мечтает
властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста. Опровергая
жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы, Достоевский
вводит в роман образ Сони. Писатель видит "величайшее счастье" в
уничтожении своего "я" , в безраздельном служении людям эту
"правду" Ф. М. воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы,
Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Раскольникова с
христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь
Сони, её вера убеждают Родиона "страдание принять" . Он признаётся в
преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к
раскаянию. Соня возвращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым
преступлением. "Их воскресила любовь... " Разрушив
"стройную" теорию Р-ва, его "простую арифметику" ,
Достоевский предостерёг человечество от опасности революционных бунтов, провозгласил
идею ценности любой человеческой личности. Писатель считал, что "есть один
закон - закон нравственный".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/