"Повесть о Савве Грудцыне" - произведение, созданное
неизвестным автором в 60-х гг. XVII в. В произведении отразились исторические
события первой половины столетия и многие бытовые черты того времени.
Сочетание в "Повести" романической темы с подробными
описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду исследователей видеть
в этом произведении опыт создания первого русского романа.
В Повести рассказывается, как купеческий сын Савва из реально
существовавшего богатого купеческого рода Грудцыных-Усовых, оказавшись по
торговым делам в городе Орле (на реке Каме, близ Соликамской), был соблазнен
женой купца Бажена Второго. Отказавшись от греховного занятия в день святого
Вознесения, Савва вызвал гнев своей любовницы, и она, опоив юношу любовным
приворотным зельем, подговорила мужа отказать ему от дома. Страдающий от
неутоленной страсти, Савва помышляет о том, что готов послужить дьяволу ради
возвращения прежней любовной связи, и бес в облике юноши тут же является. Савва
дает ему свое "рукописание", в котором отрекается от Христа (правда,
по причине малограмотности он писал под диктовку беса "не слагая", т.
е. не читая написанное как связный текст). В дальнейшем бес выступает в роли,
близкой "волшебному помощнику" народной сказки, помогая герою не
только добиться любви жены Бажена Второго, но и совершить воинские подвиги во
время осады Смоленска русскими войсками.
Вернувшись в Москву, Савва тяжело заболел и решился исповедаться. Явившиеся
бесы пытаются помешать ему это сделать и показывают Савве его
"богоотметное писмо". И после исповеди бесы продолжают мучить героя
до тех пор, пока ему не является Богородица вместе с Иоанном Богословом и
Петром митрополитом, которые указывают путь спасения: как и герой "Повести
о Горе-Злочастии", попавший в зависимость от враждебной силы, Савва
завершает свой путь в монастыре.
У Повести есть два основных жанровых прототипа - религиозная легенда и
волшебная сказка, на основе которых автор создал принципиально новое
произведение. Использование двух жанровых прототипов позволяет автору, по
наблюдению А. М. Панченко, переходить по ходу повествования от одной сюжетной
схемы к другой, что создает не характерный для древнерусской литературы
"эффект обманутого ожидания".
Традиционные сюжетные схемы, помимо этого, автор наполняет чертами
живого быта 1-й пол. XVII в. с описанием реальных торговых путей, обучения делу
молодого купеческого сына, набора в солдатские полки и т. д. В Повести
отразились и реально существовавшие демонологические представления XVII в., и
реальные исторические события (Смута, осада Смоленска 1632-1634 гг. и др.). Из
исторических лиц, кроме царя Михаила Федоровича, автор упоминает бояр Шеина и
Стрешнева, стольника Воронцова-Вельяминова, стрелецкого сотника Шилова.
По своим взглядам автор Повести - консерватор, он противится новым
веяниям, которые принес с собой "бунташный век"; все то, что нарушает
традиционные нормы поведения, для него "от диавола". Но и сам автор
невольно подчиняется духу времени и оказывается новатором - и в смешении
жанровых схем, и в использовании неожиданности как художественного приема, и в
изображении развитой любовной интриги, и в ярких бытовых зарисовках.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/