Поиски истины по роману Булгакова Мастер и Маргарита
Поиски истины по роману Булгакова Мастер и Маргарита
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 1 с. Некрасовка Хабаровского района, края.
ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ СОЧИНЕНИЕ
на тему:
Поиски истины по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Выполнила: ученица 11 кл. «Б»
Тихоньких Елена
Проверила: Лебедикова Л. Ю.
2001 год
Без истины трудно
жить
А.
Платонов
Истина… Какое глубокое и емкое слово. Стараясь осмыслить его, мы говорим
«истинная любовь, истинное великодушие, истинная доброта». Каждому
человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих
поколений, свойственен поиск и осознание этой истины. Люди совестливые,
считающие себя ответственными за все происходящее на земле, всю жизнь
старались найти правду, благодаря которой можно изменить себя и окружающий
мир.
В поисках истины провел свою жизнь Лев Николаевич Толстой, анализируя
каждый прожитый час. Страдал и мучился Федор Михайлович Достоевский,
отыскивая в истине пути совершенствования души человека. Для Михаила Афанасьевича Булгакова основным источником истины стала
религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек
обретает духовное пристанище, веру, без которой невозможно жить. Духовно-
религиозные искания для людей творческих – это знак, которым отмечены их
творения. У писателя носителями этого знака являются герои его книг. Герои произведений Михаила Булгакова реалистичны и современны. Именно они
помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу, его
глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и
отвечать за свои поступки. Проблема нравственного выбора, ответственности и
наказания становятся главными проблемами романа. Роман «Мастер и Маргарита» начинается со спора двух литераторов Берлиоза
и Бездомного с встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. Они
спорят о том, есть ли Бог или нет. На утверждение Берлиоза о невозможности
существования Бога Воланд возражает: «Кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком на земле?». Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос:
«Сам человек и управляет». Но развитие сюжета романа Михаила Булгакова опровергает этот тезис,
раскрывает зависимость человека от тысячи случайностей. Например, нелепая
смерть Берлиоза. А если жизнь человека действительно зависит от
случайностей, то можно ли ручаться за будущее? Что же является истиной в
этом хаотическом мире?
Этот вопрос и становится главным в романе. Ответ на него читатель
находит в «евангельских» главах, где автор размышляет об ответственности
человека за все добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор
человеческих путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и
бесчеловечности. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи Понтий
Пилат. Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого
человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего
философа. В душе Понтий Пилат осознает, что Иешуа не виновен. Но Михаил
Булгаков показывает зависимость прокуратора от государства, он не имеет
права руководствоваться нравственными принципами. Понтий Пилат – сильный
человек, и он понимает, что может выжить и преуспеть, оставаясь рабом и
слугой кесаря. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на
смерть Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, он восклицает:
«Погибли!» Это означает, что он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как
свободная личность. Но в споре между Понтием Пилатом и Иешуа об истине и
добре побеждает последний, потому что он идет на смерть, но не отказывается
от своих убеждений, оставаясь истинно свободным. Иешуа у Булгакова – обычный смертный человек, проницательный и наивный,
мудрый и простодушный, но он – воплощение чистой идеи, провоз вестник новых
человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не могут изменить идее добра,
милосердия. Он утверждает «царство истины и справедливости», где не будет
«власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в преобладание
доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно
наступит.
В романе Михаила Булгакова Иешуа – прообраз Христа, но это не
Богочеловек, а Тот, Кто знает и несет истину. Он проповедник, носитель
вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к
добру, любви, милосердию. Но в мире булгаковского романа появляется и Сатана-Воланд со своей
свитой, которому окружающий мир открыт без прикрас, и этот иронический
взгляд Воланда на окружающее близок автору. Воланд вглядывается в людей и
окружающий мир, стараясь выявить в них несовершенное. Он высмеивает,
уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра,
изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Всего на три дня Воланд и
свита остается в Москве, но спадает покров серой повседневности, и человек
предстает перед нами в своей наготе:
«Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество
любит деньги. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в
их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный
вопрос только испортил их…». Внешне же люди сильно изменились, как и сам город. Меру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины, красоты и
добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но
разве можно считать, что в романе порок наказан? Перемены – мнимые: Степа
Лиходеев управляет теперь не Варьете в Москве, а гастрономом в Ростове. Так
все видящий Воланд утверждает, что никакой ход истории не меняет
человеческую природу. Именно эти страницы романа заставляют читателя
задуматься над вопросом: человек полностью зависит от случая и все в нем
непредсказуемо? Что же может противостоять стихии жизни и можно ли изменить
этот мир? На эти вопросы автор отвечает, рассказывая нам романтическую
историю Мастера и Маргариты. Поведение романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а
следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает историческую
истину, написав роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая этот роман Мастера,
мы понимаем, почему «Рукописи не горят». Мастер в своем романе вернул
человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки
тем, кто не хочет с нею считаться. Но Мастер не герой, он лишь служитель
истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства,
от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа,
сжигает его.
Подвиг совершает Маргарита, она умеет бороться. Она преодолевает
обстоятельства жизни, собственный страх во имя веры в талант Мастера:
«Я погибаю вместе с тобой». Она идет на самопожертвование, закладывая душу дьяволу. Так Маргарита
сама творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами. Прочитан роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»… Но я
еще долго размышляю над тем, что человеческую судьбу и сам исторический
процесс определяют непрерывный поиск истины, следования высоким идеалам
добра и красоты. Так что же такое истина по Булгакову? Истина – это
ответственность человека за все добро и зло, которые совершаются на земле,
это собственный выбор жизненных путей. Истина – это всепобеждающая сила
любви и творчества, возносящая душу к высотам настоящей человечности.
PS. Это сочинение выполнила медалистка закончившая в 2001 году школу с серебряной медалью. Сочинение сдавалось в РОНО Хабаровского района. Оценка