Поэзия любви (по произведениям А.И.Куприна и И.А.Бунина)
Поэзия любви (по произведениям А.И.Куприна и И.А.Бунина)
Поэзия любви
(по произведениям А.И.Куприна и И.А.Бунина)
Но ежели для
истинной любви
Страдание
всегда необходимо,
То, видно, уж
таков закон судьбы.
Научимся
сносить его с терпеньем...
В. Шекспир
Л. Н. Толстой
говорил, что сколько сердец, столько и родов любви. Это очень верно. Я
прочитала много книг о любви, прежде всего русскую классику (особенно
понравились мне повести и рассказы Тургенева), и поняла, что каждый писатель
описывает это чувство особо. Разве похожи в своих проявлениях герои
Достоевского, Толстого или Чехова?
По-своему,
сильно и страстно, с восторгом и горечью, взаимно или безнадежно, любят и в
книгах Куприна и Бунина. Многие произведения этих авторов о любви — настоящие
шедевры, их невозможно забыть.
Вот прекрасная
повесть Куприна “Гранатовый браслет”. Мелкий служащий, “маленький человечек” Г,
С. Желтков вот уже много лет влюблен в светскую даму, княгиню Веру Николаевну.
Любовь эта — источник и высшего наслаждения, и одновременно глубокого
страдания, ведь она безответна и безнадежна. Его письма становятся предметом
насмешек мужа Веры Николаевны, а подарок —• гранатовый браслет — вызывает гнев
мужа и брата. Самой княгине тоже “надоела вся эта история”.
Вмешательство
ее родственников толкает несчастного влюбленного покончить с собой. “Остается
только одно — смерть...” Но, даже уходя из жизни, он продолжает боготворить
свою любовь: “Да святится имя Твое”. Когда Вера Николаевна после смерти этого
человека узнала о нем больше, она поняла, “что мимо нее прошла большая любовь,
которая повторяется только один раз в тысячу лет”, та “любовь, о которой
мечтает каждая женщина”. Да, героя повести можно осуждать или нет, но трудно не
удивляться силе его любви и преданности.
Произведение
это не только о трагическом и неразделенном чувстве человека, который видел
высший смысл своей жизни в том, чтобы желать ежеминутно счастья предмету своей
любви, но и о любви вообще, как чувстве, которое переворачиваег душу, делает
человека чище, выше, лучше. Генерал Аносов, дедушка Веры Николаевны, уверен,
что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Большинство
людей, по наблюдениям Аносова, женятся по самым разным причинам: то стыдно
оставаться в девушках, когда все подруги повыходили замуж; хочется быть
хозяйкой в доме или иметь детей; то мужчины устают от холостяцкой жизни,
начинают считать, что семьей жить удобнее или выгоднее. И множество других
причин. Что же, жизнь есть жизнь, и чувства у людей бывают самые разные. Однако
то, что встречается все же любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая
награды, прибавляет сил и надежд.
В другой
повести — “Олеся” — Куприн рисует, как растет взаимное чувство двух молодых
людей. Они очень разные: Иван Тимофеевич — “барин”, городской интеллигент, и
Олеся — “дочь природы”, которую селяне считают колдуньей. Все произведение —
это гимн чистым отношениям между мужчиной и женщиной, перед нами почти поэма о
целом месяце “наивной, очаровательной сказки любви”. И опять, как и в “Гранатовом
браслете”, между влюбленными встали общественные барьеры, разница в положении и
образовании. Как ни стремился “Ванечка” доказать, что этим можно пренебречь,
ничего не получилось. В конце концов суеверные жители изгоняют Олесю и ее
бабушку, оставляя Ивану Тимофеевичу только воспоминания и ниточку красных бус.
И все же читатель вместе с грустью чувствует, что словно очистился душой, что и
у него, как у Олеси от слов любимого, “отогрелось сердце”. Такова сила любви...
В “Гранатовом
браслете” есть слова о том, что “любовь должна быть трагедией”. Не знаю, считал
ли так Иван Алексеевич Бунин, однако эта мысль очень подходит к его творчеству.
Почти все его произведения о любви кончаются разлукой, смертью, предательством,
изменой. Больше всего мне запомнились его рассказы из книги “Темные аллеи”. В
одноименном рассказе барин Николай Алексеевич встречает через тридцать лет
Надежду, женщину, которую он бросил. А она не вышла замуж при ее красоте и все
эти годы любила его, берегла свое чувство. И опять же, осудим мы Надежду или
нет, но мы чувствуем, насколько душевно она выше Николая Алексеевича, который
не сумел оценить истинной любви. Жизнь наказала его: его бросила жена, которую
он любил, еще оскорбительнее, чем он Надежду; сын вырос — негодяй, наглец, без
чести, без сердца, без совести. Так разрушенная любовь мстит за себя.
Этот рассказ
перекликается с другим — “Степа”, где показано, как пользуется любовью совсем
еще юной девушки молодой купец. Но больше всего мне нравится рассказ “Руся”.
Это повествование о сильной и трогательной любви молодых людей, на пути которых
встала мать девушки, страдавшая черной меланхолией.
У Бунина немало
героев, которые соприкоснулись с высокой, прекрасной любовью и вынуждены
разлучиться. Но воспоминания о ней согревают их постоянно. Таких мы встретим в
рассказах “Солнечный удар”, “Чистый понедельник” и других.
Произведения
Куприна и Бунина о любви — это действительно поэзия и “сказка любви”, даже если
она трагична. Ведь воспевается одно из самых сильных и красивых человеческих
чувств. Это как у Пушкина: “Печаль моя светла, печаль моя полна тобою...” Еще
Александр Сергеевич писал: “Над вымыслом слезами обольюсь”. Я тоже не раз
вытирала слезы, читая Куприна и Бунина. Но все же я совсем не хочу считать, что
любовь “должна быть трагедией”. Нет, я верю, что она должна быть взаимным
счастьем двух людей, готовых сделать многое друг для друга. Пусть это и
нелегко...
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/