Бальмонт
считается крупнейшим представителем старшего поколения символистов. «Королем
нашей поэзии», наиболее ярким поэтом в «истории нашего символизма» называл его
Ин. Анненский. Брюсов в разные годы писал: «Равных Бальмонту в искусстве стиха
в русской литературе не было» (1903); «В течение десятилетия Бальмонт
нераздельно царил над русской поэзией» (1906).
Бальмонта
трактовали как поэта жизнеутверждающего. Ал. Блок, например, так характеризовал
его творчество (1907): «Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну. Никто
не окутывает душу таким светлым туманом, как Бальмонт. Ярко было всегда его
солнце...»
В
«Русской литературе XX века» (под редакцией профессора С. А. Венгерова, 1915) читаем:
«Вся поэзия Бальмонта — неперестающая весна». После «скорбной школы русской
поэзии, привязывавшей поэзию к невзгодам общественности»... поэзия Бальмонта
«послала на землю отрадную ярость лучей молодого солнца». И вывод: «Главная и
основная черта поэтических убеждений Бальмонта — оптимизм... светлое и
радостное, какое-то победное настроение проходит золотой полосой через все
десять томов его стихотворений».
Сам
Бальмонт тоже осмысливал свой творческий путь как путь к свету и радости. В
предисловии к первому тому «Полного собрания стихов» (1909) он писал: «Мое
творчество началось... с печали, угнетенности и сумерек, началось под северным
небом. Но, силою внутренней неизбежности, через жажду безгранного, безбрежного,
через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины, подошло к
радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу». Перебрасывая, далее,
«звенья» от книги к книге, Бальмонт утверждал, что его мечта «создает мост и
уходит в вольные, манящие дали. От бесцветных сумерек к красочному Маю... от
незнанья к счастью вечного познания, от гнета к глубокому вздоху освобожденья».
Конкретизируя
содержание своего «вечного познания», Бальмонт называет «четыре стихии — Огонь,
Воду, Землю и Воздух». С ними, заявляет поэт, «неизменно живет моя душа в радостном
и тайном соприкосновении». Огонь же — это «любимая моя стихия... Я молюсь Огню.
Огонь есть истинно всемирная стихия, и кто причастился Огня, тот слит с
Мировым» (1904).
Из
признания Бальмонта видно, что его «вечное познание» не содержит ничего нового
в сравнении с «познанием» всего старшего поколения символистов. Это та же
абстрактная «мечта», лишь по-новому варьируемая в метафизически трактуемых
«стихиях»; те же иллюзорные поиски утешения от «скитаний по пустынным равнинам
и провалам».
К
тому же этот новый, созданный Бальмонтом вариант «творимой легенды», вопреки
декларации, не выполняет своей роли, по крайней мере, по двум причинам: мотивы
скорби, «угнетенности и сумерек» остаются, в сущности, во всем его творчестве
преобладающими; а мотивы «счастья», «освобождения», «света» на деле оказываются
художественно неубедительными, искусственными. Книги Бальмонта, действительно,
образуют «звенья», в них есть «внутренняя неизбежность» единого пути, по путь
этот не выводит к «Солнцу». Доказательство — в книгах поэта.
Первая
книга Бальмонта-символиста — «Под северным небом» (1894) — имеет эпиграфом
строки из Ленау: «Вне страдания божественное недостижимо». И в этом суть книги.
Поэт всячески возвеличивает страдания: «Одна есть в мире красота — любви,
печали, отреченья и добровольного мученья...» Страдания и скорбь
противопоставляются «Солнцу», «Весне» и оказываются единственно «истинными»:
Есть
красота в постоянстве страдания
И
в неизменности скорбной мечты.
Поэтому
с самого начала возникают у Бальмонта совершенно определенные символические
образы мира. Это «Болото» (название стихотворения), «нищенская жизнь без бурь,
без ощущений, холодный полумрак, без звуков и огня», где «жабы черные... ведут
зловещий хоровод». Это мир, где господствуют «Духи чумы» (название другого
стихотворения) и «в двери к людям стучат смерть, гибель, страх». Или, наконец,
это мир, который «безответен и нем», в котором вечно звучит скорбный вопрос:
«Зачем? Зачем?» (название стихотворения), а люди «обмануты, плачут, точно
дети».
В
этой безысходной тьме возникают у Бальмонта, как и у всех старших символистов,
иллюзорные утешения. Поэт ищет освобождешия в «мечтах». Изменчивый и
легкокрылый, как «эльф», он «бодрствует», стремясь постигнуть «мир иной...
безбрежное, далекое».
Так
рождается второй характерный образ Бальмонта, проходящий через все его
творчество, — образ поэта-облачка или ветерка, бездумно порхающего над скорбным
миром, ищущего счастье в «мигах»: «Я — облачко, я ветерка дыханье».
В
книге «Под северным небом» ясно звучит и другой обычный для старших символистов
мотив — мотив «утешительной смерти».
«Не
верь тому, кто говорит тебе, что смерть есть смерть: она — начало жизни», —
возвещает Бальмонт уже во вступительной пьесе сборника. Смерть — «высший свет»,
«свобода», «лучшей жизни весть».
В
других стихотворениях образ смерти возникает в несколько ином плане: она —
избавительница от бед жизни, великое забвенье, и поэтому — желанна: «Ты всем
несешь свой дар успокоенья... К тебе, о царь, владыка, дух забвенья, из бездны
зол несется возглас мой: Приди. Я жду, Я жажду примиренья!..», «Смерть, убаюкай
меня!».
Вышедшая
через год очередная книга Бальмонта «В безбрежности» (1895) варьирует и
углубляет мотивы и образы "Северного неба».
Мы
находим здесь уже знакомый образ «клетки познания» (вариант Бальмонта
«Пещера»), и это тоже осмысливается не только как роковая ограниченность
познания, а как тюрьма, пустыня, тьма, где человек обречен на страдания:
Бесплодно
скитанье в пустыне земной,
Близнец
мой, страданье, повсюду со мной.
Где
выход, не знаю, — в пещере темно,
Все
слито в одно роковое звено.
«Освобождением»
же от тюрьмы жизни вновь оказываются мечты:
В
жизни, кто оглянется.
Тот
во всем обманется,
Лучше
безрассудными
Жить
мечтами чудными!
А
эти «чудные» и «безрассудные мечты», в свою очередь, естественно
трансформируются в «миги», в «облачко» и т. д.
Вместе
с тем, как важнейшее содержание «мигов» возникает тема любви (раздел «Любовь и
тени любви»), вернее, сладострастии. «Влюбленной души сладострастье» — это
«вспышка счастья, полубожественный сон, несказанные мгновения восторгов безумно
святых». Любви поэт жаждет «хотя бы ценой преступлений»: здесь «простимся с
добром и со злом». А это приводит Бальмонта, как и других старших символистов,
к мотивам демонизма.
Однако
основным содержанием книги «В безбрежности» остается безбрежность человеческих
мук: отсюда и название. Человек навсегда заключен в свою «пещеру» и никогда не
узнает «свет небесный»:
Миллионы,
мириады нескончаемых веков,
Мы,
отринутые, стонем, слыша звон своих оков.
Мы
не знаем, где родится новой истины звезда.
Нами
правят два проклятья: Навсегда и Никогда
Следующая
книга — «Тишина» — вышла к тридцатилетию поэта (1897). Возраст зрелый. Поэт,
однако, остается во власти беспутья. Или, как указывает эпиграф к книге,
окруженным тишиной «всемирного молчания».
Действительно,
жизнь для Бальмонта по-прежнему — «кошмар», «царство льдов» (названия
разделов), где поэт — «дух бесстрастный, дух бесприютный» — хочет «смерти
одной». Это все та же «боль Мира», тьма, бессмыслица —
В
темноте миллионы теней
Погребальным
идут хороводом.
И
при свете болотных огней
Исчезает
народ за народом.
И
не в силах безумцы понять.
Что
вращаются в круге замкнутом....
В
«Тишине» мотивы, ужe известные нам по «Северному небу» и «Безбрежности»,
получают дальнейшее развитие.
Прежде
всего это относится к мотиву индивидуализма. Человек не только не способен
вырваться из тьмы непознанной жизни («Повсюду сказка бледная — загадкой предо
мной») — он не способен также познать других людей:
Бессменно
одинокая,
Душа
грустит всегда,
Душа
душе далекая,
Как
для звезды звезда.
Однако
в своем одиночестве поэт находит не только «грусть». Это противоречивое
состояние, в нем есть и радость. Отвернувшись от земли и людей, поэт объявляет
себя «за пределами правды и лжи», становится «гением единственным»,
«стихийным», «светлым», «гением Мечты».
Отсюда
возникает, с одной стороны, образ «Нарцисса», «только в себя невозвратно
влюбленного» (естественно открывающего путь к темам «демонизма»), а с другой —
уже знакомый нам образ поэта-ветерка, живущего «мигами»: «Я вольный ветер, я
вечно вею, волную волны, ласкаю ивы».
Более
того, в стихотворении «Зов» «миги» объявляются великим «откровением»:
Все,
на чем печать мгновенья,
Брызжет
светом откровенья,
Веет
жизнью вечно-цельной.
Дышит
правдой запредельной.
Однако
и здесь сразу же обнаруживаются противоречия, разрушающие «вечно-цельную
жизнь». Мечты и миги, оказывается, вовсе не всегда спасительны. Так у поэта
возникает мысль, что все разновидности его мечтаний на деле лишь отрывают
человека от подлинной жизни, от «земли», от «солнца», ведут к «пустоте»:
О,
жизни волнение!
О,
свет и любовь!
Когда
же мы встретимся вновь?
Когда
я узнаю не сны наяву,
A
радостный возглас: «Живу!»
Мы
детство не любим, от Солнца ушли.
Забыли
веленья земли.
И,
сердце утратив, отдавшись мечте,
Слепые,
мы ждeм в пустоте.
«Пена
морская», которая «погибнет, сверкая, растает дождем», вот кто «мы, дети
мгновенья». И зачем же —
Напрасно
Стремимся
мы страстно
К
обманной мечте,
К
немой пустоте?
Так
сам поэт обнажает иллюзорность декларируемого им «счастья». И трагизмом веет от
его признания, которое мы вправе отнести ко всему поколению старших
символистов:
Пилигрим
бесприютный...
Бросив
обманы земные,
Я
правды Небес не достиг.
Наиболее
ярко выразил Бальмонт свой душевный хаос в стихотворении «В лабиринте». Это, по
существу, исповедь поэта:
Было
много... Сны, надежды, свежесть чувства, чистота,
А
теперь душа измята, извращенна и пуста.
Я
устал. Весна поблекла. С Небом порван мой завет.
Тридцать
лет моих я прожил. Больше молодости нет.
Что
же мне еще осталось? С каждым шагом холодеть?
И
на все, что просит счастья, с безучастием глядеть?
О,
последняя надежда, свет измученной души,
Смерть,
услада всех страданий. Смерть, я жду тебя, спеши!
Бальмонт,
пожалуй, ярче других обнаружил безысходную противоречивость старшего поколения
символистов. Не случайно поэтому основная тема «Тишины» — при всех попытках
вернуться к «богу», к «мечте», к «смирению» — страдание мира. И Бальмонт
сильнее всего как поэт, искренней всего и правдивей, когда открыто говорит о своей
опустошенности, о своем беспутье:
Уж
тридцать лет в пустыне я блуждаю...
Нет
больше сил стонать среди пустыни...
Точно
задвинулись двери тюрьмы,
Душно
мне, страшно от шепчущей тьмы.
Хочется
в пропасть взглянуть и упасть,
Хочется
бога проклясть...
В
четвертой книге Бальмонта «Горящие здания» (1900) пессимистические и особенно
демонические мотивы («потеря души», «блаженно-извращенные наслаждения» и т. п.)
получают наиболее острое выражение. Не случайно даже ближайший друг и в
известной мере учитель Бальмонта князь А. И. Урусов писал о «Горящих зданиях»:
«Mania grandiosa...кровожадные гримасы... Эпиграфом следовало бы поставить
«Изумляю мир злодейством»... Искусство оттенков заменило какое-то гоготание.
Книга производит впечатление психиатрического документа».
Итак,
распространенная в критике тех лет оценка Бальмонта как поэта-оптимиста
совершенно не соответствует, по-крайней мере, его первым четырем книгам. Но,
может быть, Бальмонт изменился впоследствии (как, впрочем, утверждает сам: «Из
долгих скитаний... подошел к радостному Свету»). В 1903 году вышли две
очередные книги поэта: «Будем как солнце» и «Только любовь». Уже названия книг
декларируют, по сути дела, приход к «солнцу», к «радости», и на них,
собственно, и ссылаются, говоря о «поэте весны», о «поэте с утренней душой».
Так ли это?
По
мотивам, образам, настроениям, по поэтической структуре, наконец, по времени
выхода сборники стихов «Будем как солнце» и «Только любовь» едины и, в
сущности, повторяют друг друга. Hет поэтому нужды анализировать обе книги, и мы
остановимся на последней, по слову Блока, «более нежной».
Действительно,
в целом ряде стихотворений сборника «Только любовь» и даже в ряде разделов
(например, «Цветные ткани») Бальмонт стремится воспеть радость жизни, свое
«слияние» с живительными стихиями «Огня», «Воздуха» и т. д. Но вот что
получается на деле:
О,
Мироздатель,
Жизнеподатель,
Солнце,
тебя я пою!
Ты
в полногласной
Сказке
прекрасной
Сделало
страстной
Душу
мою!
Жизни
податель.
Бог
и создатель,
Мудро
сжигающий — Свет!..
и
т. п.
И
— далее — несколько другой вариант тех же восхвалений радости «Солнца»:
Тебя
мы чувствуем во всем, в чем блеск алмазный,
В
чем свет коралловый, жемчужный иль иной.
Без
солнца наша жизнь была б однообразной.
Теперь
же мы живем мечтою вечно-разной,
Но
более всего ласкаешь ты — весной....
и
т. д.
Приведенные
отрывки из центрального произведения книги («Гимн Солнцу») типичны по своей
структуре. И уже по ним видно, что Бальмонт говорит здесь, пользуясь выражением
Брюсова, «с притворной страстностью». Это, собствеино, совсем не Бальмонт-поэт.
Это — или декларация, выраженная в стиле абстрактной, выспренней и пустой
декламации, или лишенная и тени поэзии плоскоперечислительная «информация» о
величии солнца, обилующая бесцветными словами («свет коралловый, жемчужный иль
иной», «живем мечтою вечно-разной» и канцелярскими оборотами речи» («во всем, в
чем»... «но более всего»).
И
в дальнейшем — во всех гимнах Огню, Солнцу и т. д. — мы встречаемся, с одной
стороны, с той же абстрактной декламацией, с другой — с теми же грубыми
прозаизмами и тяжелыми, подчас просто малограмотными виршами:
Без
Солнца были бы мы темными рабами,
Вне
понимания, что есть лучистый день...
Свой
мозг пронзил я солнечным лучом...
Ликует
радостно все то,
что
ночью было как ничто...
Да,
огонь красивее всех иных живых...
и
т. д., и т. п.
Все
это, несомненно, слабо и плохо.
Бальмонт
силен там, где говорит о своих подлинных чувствах, мечтаниях и порывах, о
своем, по слову Брюсова, «бессознательном «Я». Мы сказали бы: настроения и
чувства интеллигента, разрываемого противоречиями, не принимающего жизни,
ищущего какого-то выхода, но не знающего его, утешающегося «мигами», — такова
единственная подлинная стихия Бальмонта. Здесь он — поэт, хотя, разумеется, и
чуждый нам.
Но
когда Бальмонт переходит к темам философского характера, когда он пытается дать
«широкие обобщения, выразить глубокую мысль», то здесь он, как правильно
отмечает Брюсов, «слабее слабых».
А
ведь именно в стихах о счастье, о «Солнце», «Свете», обо всех этих «царственных
стихиях», которые он хочет слить с «Мировым» и к которых хочет найти «вечное
познание» и «освобождение», — ведь именно здесь Бальмонт выступает со своей
философско-пантеистической концепцией. Он хочет дать глубокие «обобщения». Но
этого он не в силах сделать, за этим нет его подлинных переживаний.
И
тогда вместо «гимнов» жизни получаются «перечисления» общеизвестных, поверху
лежащих явлений, вперемежку с риторикой и пышной фразеологией, которые должны
прикрыть пустоту.
Кстати
сказать, по той же причине Бальмонт вынужден для вящей убедительности своих
«гимнов» прибегать к такому примитивному приему, как начертание своих стихий с
прописной буквы, и всюду у него — «Огонь», «Свет», «Земля», «День», «Красота».
Брюсов очень точно определил пороки «гимнов» Бальмонта: «Его призывы к веселию
кажутся вымученными, стихийные гимны — риторическими... Во всех его
преувеличенных прославлениях жизни есть что-то намеренное... принужденность
языка и чувства... Слишком уж громко и настойчиво твердит Бальмонт о том, что
он радостен, свободен и мудр, слишком старается восхвалять веселие бытия,
словно боится, что ему не поверят, словно громкими словами хочет опьянить
самого себя, подавить в самом себе сомнения».
Но
если слабо все, что Бальмонт говорит о «счастье» в стихиях «Земли», «Солнца» и
т. п., то, как обычно, поэтически сильны и в этой книге разнообразно
варьируемые старые темы: непознаваемость жизни, ее мрак и страдания,
мучительность противоречий и иллюзорная радость «мигов». И это составляет
основное содержание книги.
О
проклятии жизни наиболее обнаженно говорится, пожалуй, в стихотворении
«Отречение». Да, жизнь с первого взгляда прекрасна. В ней есть свет, цветы,
«много воздуха», великолепные страны, реки, горы, обольстительные женщины,
гордая человеческая мысль!.. Но ведь все это — ненастоящее, неистинное, это—
«мираж, обман»:
И
так как жизнь не понял ни один,
И
так как смысла я еe не знаю. —
Всю
смену дней, всю красочность картин,
Всю
роскошь солнц и лун — я проклинаю!
Поэт
настойчиво, вновь и вновь, повторяет: жизнь — обман, ложь, обманны и мечты,
мучительны неразрешимые загадки бытия, и поэтому лучше смерть, лучше не жить на
земле. И вот перед нами уже не деланно-риторические восторги, а подлинный крик
души. «Душно!.. Скучно!.. Последняя черта!» И «светлый» образ певца радости
просто исчезает:
Я
не прежний веселый, полубог вдохновенный,
Я
не гений певучей мечты.
Я
угрюмый заложник, я тоскующий пленный,
Я
стою у последней черты —
Я
устал приближаться от вопросов к вопросам,
Я
жалею, что жил на Земле...
Несомненно:
приведенные стихи не надуманное, не абстракция. Это глубоко пережитое, правда
души поэта. Не случайно центральные разделы сборника «Только любовь»,
занимающие треть книги, названы «Проклятие» и «Безрадостность». Не случайно,
наконец, и то, что в этой, якобы «солнечной» и «нежной» книге, поэт воплотил
себя самого в образе... умирающего:
Один
я родился, один умираю,
И
в смерти живу бесконечно один.
К
какому иду я безвестному краю?
Не
знаю, не знаю, я — в страхах глубин.
Я
знаю, есть Солнце, там в высях, там где-то.
Но
я навсегда потерял красоту.
Я
мертвая тяжесть, — от вольного лета,
От
счастья и света иду в темноту.
Книга
«Только любовь», как и все другие книги, написанные Бальмонтом до и после нее,
совсем не книги «весны» и «оптимизма». Попытки связать себя со «светом»,
которого он не знал и по самому существу своего мировоззрения знать не мог,
били искусственны и художественно беспомощны. В истории русской поэзии Бальмонт
предстает единым в своем творчестве и единым со воем старшим поколением
символистов, находясь в кругу того же общего для них пессимистического в
отношении к земной жизни мировоззрения, в кругу тех же идей, мотивов и образов.
К
1903 году гегемония Бальмонта кончается и на первое место выступает Брюсов, а
также новое, младшее поколение; происходит, по общему признанию, резкий спад
творчества Бальмонта. П. Перцов пишет по этому поводу, что после выхода «Urbi
et Orbi» и — несколько позже — «Венка» Брюсова «пришел конец гегемонии
Бальмонта» и что «в то же время выдвинулись новые первостепенные имена —
Вячеслав Иванов, Александр Блок, Андрей Белый. Второе поколение символистов
выступило на авансцену».
Сам
Брюсов в письме к Перцову (1905) писал: «Десять лет Бальмонт царил полновластно
в нашей поэзии. Но теперь жезл выпал из его рук... Он — в прошлом». А
впоследствии, назвав «вершинные» достижения Бальмонта, Брюсов отмечает: «Со
сборника «Только любовь» начинается уже спуск вниз, становящийся более крутым в
«Литургии Красоты» (1905) и почти обрывистый в «Злых чарах» (1906). Еще дальше
— следовало бесспорное падение... на топкую, илистую плоскость «Жар-птицы».
Характерно также, что в 1913 году, на чествовании Бальмонта в связи с его
возвращением из эмиграции, Маяковский от имени молодого поколения поэтов
заявил, что в их лице Бальмонт сталкивается «с нашей голой ненавистью... Мы слиты
с жизнью, вы восходили по шатким, скрипящим ступеням на древние башни и
смотрели оттуда в эмалевые дали... Бальмонт — это отжитое».
Наконец,
чтобы расстаться с легендой о Бальмонте как о певце весны, жизнерадостности,
оптимизма, приведем высказывание Ин. Анненского, старейшего по возрасту поэта и
критика-символиста, который считал Бальмонта ярчайшим выразителем своего
поколения. В статье «Бальмонт-лирик» Анненский пишет: «Сознание безысходного
одиночества и мистический страх перед собою — вот главные тоны нашего «Я».
Поэзия же Бальмонта тем и значительна, что она с предельной силой выразила это
«Я» в лирике: «Я» — замученное сознанием своего безысходного одиночества,
неизбежного конца и бесцельного существования; «Я» среди природы, где немо и
незримо, упрекая его, живут такие же «Я».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/