В
шестидесятые годы во время так называемой “хрущевской оттепели” поэзия вышла на
эстраду, особой популярностью стала пользоваться авторская песня. Возник целый
ряд имен, в будущем — знаменитых исполнителей своих песен: Александр Галич,
Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева и, конечно, Булат Окуджава. К
тому времени Б. Окуджава был уже вполне зрелый человек, фронтовик, орденоносец,
но его песни сразу же подхватила молодежь. Столько в них было неподдельного,
тонкого человеческого чувства. После волны бравадных песен про подвиги и любовь
строителей коммунизма его песни явились откровением, воскрешением настоящей
любовной лирики. Песни были рассчитаны именно на людей с прогрессивными
чувствами и мыслями. После концертов песни Окуджавы выходили вместе с публикой
на улицы и площади городов. Их пели люди всех возрастов и профессий. Но
аудиторию Окуджавы отличала всегда демократичность взглядов, порядочность и
интеллигентность.
Поколение
фронтовиков благодарно ему за несколько песен, которые раскрыли душу солдата
больше, чем иные романы о войне. Например, песня “Десантный батальон” стала
знаменитой на другой день после выхода фильма “Белорусский вокзал”. Известно,
что песня спасла и фильм от ножниц советской цензуры, потому что самого генсека
Брежнева эта песня растрогала до слез. Окуджава написал много песен на
историческую тему. Удивительная способность чувствовать время, в котором живут
и действуют его герои, роднить их с современностью сделала Окуджаву ведущим
поэтом в кинематографе. В персонажах девятнадцатого века — времени благородных
исканий — мы узнаем по песням Окуджавы деятельную молодежь “хрущевской оттепели”.
Интересен факт, что, когда эта “оттепель” закончилась, многие барды “потеряли”
голос. Кто-то сделал это из чувства самосохранения, кто-то растерялся, кто-то
уехал за границу. Но “холодное” время никак не отразилось на популярности
Окуджавы. Его песни продолжали звучать с экранов кинотеатров и по радио. Мне
кажется, это произошло потому, что, как я уже говорил, Окуджава мог вместе со
своими героями жить в историческом времени, а говорить о современности. То есть
Окуджава продолжал высказывать прогрессивные мысли, но облачены они были,
например, в “мундиры кавалергардов”.
И
еще одна вечная и любимая всеми русскими людьми тема не позволила певцу и поэту
потерять свою широкую аудиторию. Это тема — Москва. Начиная с “Песни о
московских ополченцах”: “... Прощай, Москва, душа твоя всегда-всегда пребудет с
нами” — и кончая признанием в любви Арбату: “Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое
отечество...” — все песни шли, как говорится, на ура. Поэт ощущал себя частью
Москвы, частью России.
Героиня
любовной лирики Окуджавы всегда умна, тонка и благородна в чувствах. Это
женщина, любовь которой заслужить не просто. Поэт вновь ввел в русскую лирику
мотив преклонения перед женщиной:
...
вы пропойте, вы пропойте
славу
женщине моей!
Окуджава
тех лет не замыкался на песенном жанре. Он публиковал свои подборки стихов в
толстых литературных журналах. Это в основном глубокие философские рассуждения
о вечных человеческих ценностях:
И
вот я замечаю, хоть и не мистик вроде,
какие-то
намеки в октябрьской природе:
не
просто пробужденье мелодий и кистей,
а
даже возрожденье умолкнувших страстей.
Все
в мире созревает в борениях и встрясках.
Не
спорьте понапрасну о линиях и красках.
Пусть
каждый, изнывая, достигнет своего...
Терпение
и вера, любовь и волшебство!
Но
и отдельно от музыки и голоса поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд
человеческой доброты, напоминает нам о милосердии, о любви к окружающему миру,
к родной истории. А про самого Булата Шалвовича я сказал бы строкой из его же
стихотворения. В его личности главное — “терпение и вера, любовь и волшебство”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/