А. А. Ахматова
творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений,
революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что
такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью.
Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали творить
чудеса: создавались чудесные строки и строфы.
Источником
вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого ставшая
еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так как она
знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее
поэзия: "Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести
я не внемлю, Им песен я своих не дам".
Но давайте
вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи появились в России в 1911 году в
журнале "Аполлон", а уже в следующем году вышел и поэтический сборник
"Вечер". Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд
самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а во многом и поздней лирики
Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза Блока оказалась повенчана с музой
Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и характерным
"мужским" героем эпохи, тогда как героиня поэзии Ахматовой была
представительницей "женской" поэзии. Именно от образов Блока во
многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в
бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей
и оставляемой.
Ахматова
показала в искусстве сложную историю женского характера передовой эпохи, его
истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую
пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом обновления
строки: "Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано - Отчего же нам стало светло?" Так что в
известном смысле Ахматова была и революционным поэтом. Но она всегда оставалась
и поэтом традиционным, поставившим себя под знамена русской классики, прежде
всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира продолжалось всю жизнь.
Есть центр,
который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, оказывается основным
нервом, идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна
была начаться с такого заявления себя в любви. В одном из своих стихотворений
Ахматова называла любовь "пятым временем года". Чувство, само по себе
острое и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в предельном,
кризисном выражении - взлета или падения, первой встречи или совершившегося
разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так
тяготеет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом
психологического сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и
таинственной ("Город сгинул", "Новогодняя баллада"). Обычно
ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или еще чаще финал и
окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии,
но и прозы: "Слава тебе, безысходная боль, Умер вчера сероглазый король.
.............................. ...А за окном шелестят тополя: Нет на земле
твоего короля".
Стихи Ахматовой
несут особую стихию любви-жалости: "О нет, я не тебя любила, Палила сладостным
огнем, Так объясни, какая сила В печальном имени твоем". Мир поэзии
Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в стихотворениях
"Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и других.
В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын
окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, "последней
свободой". Муза не покинула поэта, и она написала великий
"Реквием". Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама
жизнь; творчество было ее жизнью.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/