Поэтические портреты городов в лирике Булата Окуджавы
Поэтические портреты городов в лирике Булата Окуджавы
Поэтические портреты городов в лирике Булата Окуджавы
Ничипоров И. Б.
Портреты
городов — один из важнейших пластов художественного мира Б. Окуджавы. Это
жанровое образование, сложившееся еще в эпоху Серебряного века – в стихах и
циклах В. Брюсова, А. Блока, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама и др.,
– стало значительным открытием в поэтической культуре ХХ столетия.
Разноплановые по "географии" (от Тбилиси, Москвы, до Иерусалима,
Парижа, Варшавы и т. д.), жанровым признакам, философскому,
социально-историческому содержанию, стилистике – в песенной поэзии Окуджавы они
оказались сквозными: от "песенок" конца 1950 — середины 1960-х годов,
где они особенно многочисленны, — до итоговых стихотворений. Сам поэт в одном
из поздних интервью так определил генезис своих "городских" песен:
"На меня, между прочим, повлиял Ив Монтан, который пел о Париже, и песни
были очень теплые, очень личные. Мне захотелось и о Москве написать что-то
похожее… Первая московская песня "На Тверском бульваре" появилась в
1956 году. Появилась сразу как песня – и стихи, и мелодия. Помню, как осенью мы
стояли поздно вечером с приятелями у метро "Краснопресненская", и я
им напел… А потом довольно быстро сложился целый цикл песен о Москве:
"Ленька Королев", "Полночный троллейбус", "Московский
муравей", "Часовые любви", "Арбат беру с собой" – все
в 1957 году"( Всему времечко свое / Беседовал М.Нодель // Моя Москва. –
1993. - № 1-3 (янв. – март). – С. 4-6) . Город запечатлелся у Окуджавы как
многосложный психологический комплекс, как модель целостности мира, вместилище
душевных переживаний лирического героя и его современников, в качестве
прообраза всечеловеческого единства, средоточия личной и исторической памяти. В
силу этого есть основания рассматривать данного рода "портреты" как
художественную, смысловую и жанровую общность.
Своеобразным
ядром этой общности стал в поэзии Окуджавы "арбатский текст", полно
раскрывшийся в стихотворениях 50–60-х годов ( О глубинной связи бытия
арбатского "Китежа" с ритмами судьбы самого поэта см.: Муравьев М.
Седьмая строка // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.II. М., ГКЦМ
В.С.Высоцкого, 1998.С.448-461.) "Музыка арбатского двора"
ознаменовала особый подход к созданию портрета Москвы — не парадной,
официальной столицы, но вбирающей в себя душевный мир горожан, берегущей память
о нелегких испытаниях исторической судьбы. В таких стихотворениях, как
"Арбатский дворик" (1959), "Песенка об Арбате" (1959),
"На арбатском дворе — и веселье и смех…" (1963), "Арбатский
романс" (1969) и др., хронотоп арбатских двориков и переулков насыщен
личностной экзистенцией многих их обитателей:
Пешеходы
твои — люди не великие,
Каблучками
стучат — по делам спешат...
"Тот
двор с человечьей душой" воспринимается лирическим "я" как
источник укрепления в "дальних дорогах" жизни: метонимическая деталь
("теплые камни" арбатских мостовых) вырастает в символическое
обобщение жизненного пути: "Я руки озябшие грею // о теплые камни
его...". В "арбатских" стихотворениях, как и в целом ряде
портретов других городов, возникает значимый образ реки: каменные мостовые
столь же органичны для лирического героя, как и природная стихия. В
"Песенке об Арбате" с появлением образа реки сопряжены возвышение
обыденного до таинственно-надмирного, а также поэтика "отражений" — в
"асфальте", "прозрачном, как в реке вода", герой
преломление собственного внутреннего мира, души в ее неисследимости:
Ах,
Арбат, мой Арбат, ты — мое отечество,
Никогда
до конца не пройти тебя!
Рисуемые
Окуджавой портреты городов, в частности, в стихотворениях об Арбате, пронизаны
живыми, непосредственными обращениями поэта к городу, миру, вечным силам бытия:
"Ты и радость моя, и моя беда…". Подобная "ты-лирика",
"лирика диалога, второго лица" (Л.Дубшан ) (Дубшан Л.С. О природе
вещей // Окуджава Б.Ш. Указ. изд. С.20, 21)оставила в свое время контраст по
отношению к господствующей стилистике советской эпохи. В стихотворении
"Речитатив" (1970), ставшем в определенной мере "венцом" "арбатского
текста" Окуджавы, лирический образ памятного двора сплавляется с
изображением других московских улиц: в звучании их названий (Ильинка,
Божедомка, Усачевка, Охотный ряд), в "песне тридцать первого трамвая с
последней остановкой у Филей" заключены неисчерпаемые источники
музыкально-песенной гармонии. Встреча предметного ("двор по законам вечной
прозы") и метафизического ("рай") в облике "короткого
коридора от ресторана "Прага" до Смоляги", слиянность
изображаемого мира с простой "близостью душ" двух поэтов (автора и Н.
Глазкова) наполняют образную сферу стихотворения интимным лиризмом
исповедального монолога о себе, прожитом времени, чуждого нарочитой
приподнятости: "...да и Гомер туда не заходил".
На
образном и тематическом уровне очевидна связь стихов об Арбате с лирическими
портретами Старого города — как Москвы 1920–30-х гг. ("Трамваи",
1967, "Песенка о московском трамвае", 1962), так и собирательного
единства ("Улица моей любви", 1964). Портрет уходящей в прошлое
старой Москвы — города детства и юности поэта — запечатлен Окуджавой не
панорамно, но посредством неотъемлемого атрибута городской жизни тех лет —
через образ трамвая. Метонимический образ "трамвая красного"
воплощает у Окуджавы гармонично-одушевленную стихию города и бытия. В
сопоставлениях с "жаворонками, влетающими в старые дворы", с
"лошадьми, сторонящимися… когда гроза" – происходит, как и в
"арбатских" стихах, сращение рукотворного и природного миров,
образующее основу окуджавских городских пейзажей. Как отмечает С.С. Бойко, "олицетворения
позволяют без ущерба примирить урбанистический горизонт горожанина с верой в
Природу как верховную власть. Элементы городского пейзажа одушевляются, оживают
и на этом условии уравниваются в правах с созданиями природы" . (Бойко
С.С. За каплями Датского короля: Пути исканий Булата Окуджавы // Вопросы
литературы. 1998.№5.С.11.) В портретах старого города важна многослойность
пространства, залогом устойчивости которого становится равновесие современных
"проспектов" – и "переулков", где оседают выходящие из
использования трамваи и иные приметы прошлого, формирующие ядро городской
истории, стержень личностного существования героя. Органика городского
микрокосма отразилась в примечательном сравнении Москвы с "горячей
ладонью" в финале "Песенки о московском трамвае".
Собирательный
образ Старого города, таящего память о прошлом, возникает в стихотворении
"Улица моей любви". Переход от "я" к обобщенному
"мы" ведет к расширению субъекта лирического переживания
архетипических бытийных ситуаций:
Мы
слетаемся, как воробьи, —
стоит
только снегу стаять —
прямо
в улицу моей любви...
Где
воспоминанья, словно просо,
Соблазняют
непутевых нас.
Для
самого поэта городское пространство ассоциируется не только с воспоминаниями о
любви, войне, но и с темой творчества, ибо тайный язык города вбирает отголоски
когда-то созданных и напетых здесь стихов:
Но
останется
в
подъездах
тихий
заговор моих стихов...
В
портретах городов у Окуджавы особую весомость приобретает
художественно-философская категория времени — личного и исторического, времени
больших и малых циклов: масштаба веков, десятилетий, времен года и суток. Город
часто предстает в диахроническом аспекте, что актуализирует в сознании
лирического героя диалог настоящего с прошлым – как удаленным, так и
относительно недавним, военным.
Одним
из самых ранних городских портретов стало стихотворение "Нева Петровна,
возле вас — всё львы..." (1957). Реалии ландшафта северной столицы (Нева,
проспект, мраморные львы) предстают здесь в интимно-лирическом отсвете
любовного послания. На первом плане — обращенность героя к женской прелести
Невы, облеченной в "платье цвета белой ночи". Его участный взгляд
"не экскурсанта" постигает в приметах городского мира сердцевину
собственной судьбы. Мир этот строится на диалогических "взаимопроникновениях",
знаменующих согласованность сфер бытия: взаимоперетекания настоящего и
исторического прошлого ("отчество" реки, которую "великие
любили"); Невы и мраморных львов, которые "запоминают свет глаз"
реки; наконец, Невы и душевного состояния лирического героя:
И
я, бывало, к тем глазам нагнусь
и
отражусь в их океане синем
таким
счастливым, молодым и сильным...
В
диалоге с городом как целым, с его "душой" происходит преображение
внутренней сущности лирического "я", соприкосновение с тем зарядом
любви, который многими поколениями обращался на приметы городского пейзажа и
который навеки отложился в национальной и всечеловеческой памяти. Река
символизирует здесь, как и в "Песенке об Арбате", мерное течение
времени, а чувствование живого дыхания истории раздвигает пределы экзистенции
лирического героя до вселенского масштаба: "И ваше платье цвета белой ночи
мне третий век забыться не дает...". На композиционном уровне динамика от
конкретного образного ряда к бесконечности осуществляется в развертывании
портретных лейтмотивов образа Невы, знаменующих пристальное всматривание героя
в ее потаенное существо, "глаз глубины". Подобная актуализация
женских черт в пейзажной образности сближают стихотворение Окуджавы со
"Стихами о России" А. Блока.
Ряд
важнейших городских портретов поэта-певца сопряжен с драматичной памятью о
разрушительных войнах в России ХХ века — как гражданской ("Летний
сад", "Анкара, Анкара!"), так и Великой Отечественной
("Песенка о Фонтанке", "Былое нельзя воротить...", "Песенка
о Сокольниках" и др.).
Стихотворения
"Летний сад" (1959), "Анкара, Анкара!" (1964) запечатлели в
образах Петрограда и Анкары пору тяжких испытаний гражданской смутой. В первом
страждущая душа города заключена в "помутневшей" воде Невы, в
"цепеневших" белых статуях Летнего сада. Историческим катаклизмам
противостоит здесь устойчивое рукотворно-природное существо города, хранящее
память о горьких уроках истории: "Белым статуям непременно мерещится
помутневшее небо над Питером...". Описательность первой части
стихотворения уступает далее стихии живого диалога лирического героя со
статуями, с одушевленным городским космосом:
—
А куда ваш полет?
—
В небо, в небо,
в
проходящие облака...
—
Чем вы жили, красавицы?
—
Негой, негой:
Так
судили века...
В
этом диалоге лирическому "я" открываются не только звуки, шумы,
наполняющие городское пространство (речь статуй, "крик проходящего
катера", "шорох шагов"), но и неразрывное единство земного и
небесного, видимого и сокрытого.
Исторической
подосновой стихотворения "Анкара, Анкара!" стал один из эпизодов
гражданской войны: бегство юнкеров в Константинополь после взятия Красной
армией Севастополя в 1919 году. Гуманистическое осмысление трагедии
национального раскола проявляется на уровне образного противопоставления
Севастополя и Анкары, родины и чужбины — природное очарование "сердца
чужого города" лишь усугубляет тоску юнкеров по "серым вечерам"
на родной земле.
Память
об Отечественной войне образует лейтмотив всей поэзии Окудж.авы (Зайцев В.А.
Песни грустного солдата. О военной теме в поэзии Окуджавы // Зайцев В.А.
Окуджава. Высоцкий. Галич… С.61-89), находя преломление и в портретах городов.
Психологическая атмосфера "Песенки о Фонтанке" проникнута
благоговейным удивлением героя-"приезжего" силе ленинградцев,
перенесших блокадную годину. Образ реки Фонтанки, ассоциирующийся с
исторической памятью о войне, обрамляет собирательный психологический портрет
прошедших через блокаду горожан, достоверность которого усиливается
метонимической деталью-лейтмотивом их "удивленных глаз".
Невербализуемое до конца трагедийное бытие города рисуется на сей раз не в
пейзажных образах, а путем проникновения лирического героя в глубинные
переживания горожан, пронзаемые незатихающей болью:
От
войны еще красуются плакаты,
и
погибших еще снятся голоса.
Но
давно уж — ни осады, ни блокады —
только
ваши удивленные глаза.
Мотивы
военного прошлого естественно входят у Окуджавы и в контекст элегических
раздумий о течении времени, о старой Москве – например, еще пушкинской эпохи,
как в стихотворении "Былое нельзя воротить..." (1964), где воображение
на миг позволяет герою ощутить себя в "интерьере" пушкинской поры:
"У самых Арбатских ворот // извозчик стоит, Александр Сергеич
прогуливается...". А в "Песенке о Сокольниках", являющейся по
жанру дружеским посланием, сквозные образы городского пространства
сопровождаются воспоминаниями о военном прошлом, о "цветах радостей наших
и бед", приводящими поэта к осознанию своей неизбывной укорененности в
родной земле:
...мы
вросли,
словно
сосны,
своими
корнями
в
ту страну, на которой живем.
В
поздней поэзии Окуджавы исторический смысл портретов городов связан и с тягой
нации к возвращению отринутых духовных ценностей. В стихотворении "Гомон
площади Петровской..." (1985) исконные именования древних московских улиц
(Знаменка, Пречистенка, Тверская и др.) воскрешают чувство преемственности по
отношению к далекой дедовской эпохе. Живущая в душе лирического героя память о
духовных истоках прорывается и сквозь давящие обезбоженные названия:
И
в мечте о невозможном
словно
вижу наяву,
что
и сам я не в Безбожном,
а
в Божественном живу.
Возвратясь
к этой теме в стихотворении "Переулок Божественным назван мной для
чего?.." (1988), поэт проецирует тайну городской топонимики на судьбы как
города, так и всего народа. Отказ от "прозвища прежнего без опоры в
судьбе" в пользу истинного имени осознается лирическим героем как залог
обретения духовных опор:
А
в сегодняшнем имени
есть
сиянье из тьмы,
что-то
доброе, сильное,
что
утратили мы...
Городское
пространство в поэзии Окуджавы формирует и сферу непринужденного душевного и
духовного общения лирического "я" с миром города, свободного от уз
дневной суеты. Потому столь весом в портретах городов ночной, предрассветный
пейзаж, воплощающий космос потаенных человеческих дум.
Ночной
город оказывается в центре таких стихотворений, как "Полночный
троллейбус" (1957), "Песенка о ночной Москве" (1963), "Свет
в окне на улице Вахушти " (1964), "Ленинградская элегия" (1964),
"Путешествие по ночной Варшаве в дрожках" (1967) и т. д. Так, в
"Полночном троллейбусе" важны доверительные отношения героя с
городским топосом, открывающимся как воплощение межчеловеческой общности, а
"последний полночный троллейбус", который спасает "потерпевших в
ночи крушенье", явлен в виде корабля, плывущего по волнам житейского моря.
В синтетическом портрете Москвы бытовое, будничное оборачивается чудесным и
спасительным, а рукотворные улицы находят свое гармоничное продолжение в
затихшей реке: "Москва, как река, затухает...". Н.Л. Лейдерман и М.Н.
Липовецкий так определили тип авторской эмоциональности в стихотворении: "Пафос
приглушен, стихотворение цементируется не переживанием лирического субъекта и
не его голосом, а единым интегральным образом — троллейбус уподобляется
кораблю" (Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Песенки Булата Окуджавы //
Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: В 3 кн. Кн.
1. Литература "Оттепели" (1953–1968). М., 2001. С. 90.). Существенно
уточняя приведенное суждение, отметим, что иллюзия "скрытости" голоса
лирического субъекта создается как путем раздвижения рамок изображаемого до
масштаба вечного, архетипического, так и посредством диалогической обращенности
героя к таинственному городскому космосу:
Полночный
троллейбус, по улице мчи,
верши
по бульварам круженье,
чтоб
всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье,
крушенье.
Как
и в "Полночном троллейбусе", где с центральным образом был связан
целый ряд углубляющих городской пейзаж ассоциаций, в "Ленинградской
элегии" магия "пространства невского" подчеркивается его
соприкосновением с образом Луны, в котором проступают черты сокровенного
женского начала:
И
что-то женское мне чудилось сквозь резкое
слияние
ее бровей густых...
Постепенное
вживание, "вслушивание" в ритмы жизни ночного города, освобожденного
от поверхностных шумов, пробуждает в душе лирического героя память об ушедших
друзьях, чувство онтологической сопричастности мировому целому. Эхо
человеческих голосов, любовных и дружеских признаний, творческих дум звучит под
аккомпанемент тайной речи города: "перекличек площадей пустых",
приливов "невской волны", лунного света, вступающего в
"союз" с городскими фонарями.
Своеобразным
городским "ноктюрном" является "Песенка о ночной Москве",
не вполне типичная в общем контексте окуджавской урбанистической лирики. Здесь
нет собственно городских деталей, а в условном, персонифицированном образе
"надежды маленького оркестрика под управлением любви" высвечивается
музыкально-гармонизирующее начало жизни как города, так и мироздания в целом.
Сопряженность образа музыки с открытием инобытия города, его "второго
пространства", с приятием мира в диалектической "попеременности"
света и тьмы — обнаруживается и в стихотворении "В чаду кварталов
городских..." (1963):
В
чаду кварталов городских,
среди
несметных толп людских
на
полдороге к раю
звучит
какая-то струна,
но
чья она, о чем она,
кто
музыкант — не знаю...
Жизнь
ночного города изображена в поэзии Окуджавы не только с фасадной, уличной
стороны, но и обращена к миру домашнего тепла, уюта, скрывающемуся за
освещенными окнами. Симптоматичный пример тому — стихотворение "Свет в
окне на улице Вахушти". Построенное на образных параллелях с "Зимней
ночью" (1946) Б. Пастернака , оно посредством эскизных портретных штрихов
("так четок профиль лица мужского, так плавен контур ее руки")
передает поэзию любовного сближения. Переплетение человеческих судеб (ср. у
Пастернака: "скрещенья рук, скрещенья ног, // Судьбы скрещенья...),
"живых душ", помещенных в "телесную" оболочку городских
строений, "чернеющих стен", — становится в изображении поэта
сокровенно-романтической ипостасью бытия Города. Вообще город выступает у
Окуджавы как емкий символ больших и малых человеческих общностей,
"охраняемых" бдительными "часовыми любви" ("Часовые
любви на Смоленской стоят...", 1958).
Интимное
общение лирического героя с миром явленной и скрытой городской жизни показано и
в "рассветных" урбанистических портретах. Так, "Утро в
Тбилиси" (1959) рисует рассветную пору с тайными движениями
пробуждающегося города ("Гаснут по проспектам // смешные фонари"),
изысканные же метафорические сцепления высвечивают хрупкую близость земного и
небесного миров: месяц — "корочка дынная, истекающая соками звезд";
луна — "утлая лодочка". В другом стихотворении
"рассветными" красками "чудесно" окрашен и выведенный
крупным планом московский мир ("На рассвете", 1959): в прозаических
деталях городского пейзажа (краны, бульдозеры), в "царстве бетона и
стали" просыпается одушевленная стихия, согретая воспоминанием лирического
"я" о давней московской дружбе:
А
это идет Петька Галкин —
мы
раньше
гоняли
с ним голубей.
Здесь
особенно наглядно проступает многообразие сюжетной, персонажной сферы,
характерное вообще для городских портретов Окуджавы. В них емко высветились
психологический склад горожан, и шире – современников в целом; комплекс их
индивидуальных судеб, ничуть не заслоненный масштабностью изображения. В
окуджавской поэзии весьма распространены повседневные эпизоды, сценки городской
жизни — поэтичные именно в их обыденности и простоте.
Важные
социально-психологические, ментальные черты обнаруживаются в этой связи и во
внутреннем складе самого лирического героя. Так, авторская эмоциональность
"Московского муравья" (1960) может быть охарактеризована как
"благодарное приятие мира и сердечное сокрушение" . В сказовой манере
в стихотворении создается сага о городе, где непарадная, несмотря на
"высший чин", Москва, созвучная душевному миру воспринимающего
"я", увидена в бесконечной временной перспективе:
Не
тридцать лет, а триста лет иду, представьте вы,
по
этим древним площадям, по голубым торцам...
Лирический
герой, находящий в городе своеобразное отражение собственной личности ("он
такой похожий на меня"), радостно чувствует себя "муравьем",
растворяющимся в родственной по духу стихии, а неожиданное появление в конце
стихотворения нового персонажа ("Что там за девочка несет в руке кусочек
дня?") открывает бесконечные горизонты познания мира обитателей города,
знаменует принципиальную разомкнутость системы персонажей. В стихотворении
"Весна на Пресне" (1959) портрет Москвы складывается из штриховых
зарисовок образов простых горожан ("смеющийся шофер", "хохочущая
гражданка"), поэтически преображенных мелочей частной жизни, картины
долгого московского чаепития: "А москвичи садились к чаю, // сердца апрелю
отворив...".
Как
и в произведениях многих других поэтов-бардов, где "обретали голос люди,
прежде его не имевшие" , персонажный мир сопряжен в городской лирике
Окуджавы с вниманием поэта к внешне неприметным устроителям городской жизни, их
нелегким индивидуальным судьбам. Так, например, в "Песенке о белых
дворниках" (1964) драматичная участь персонажей, "в трех войнах
израненных", проецируется на жизнь соотечественников в целом, где
"годы потерь перемешаны с доброю музыкою". Образы дворников окрашены
в романтические тона, что выражается в цветовой палитре: невзирая на "муку
мусорную", подчеркнута ослепительная белизна их бород, спин, фартуков, а
мерное взмахивание метлами обретает символические черты, ассоциируясь с ритмами
жизни как города, так и отдельной личности, жаждущей воцарения "рая"
в душе:
Нам
тоже, как дворникам,
очень
не сладко стареть.
Мы
метлами пестрыми взмахиваем,
годы
стряхиваем,
да
только всего, что накоплено,
нам
не стереть.
С
вживанием в судьбы горожан связана и актуализация "ролевого" начала в
лирике Окуджавы. В стихотворении "Вывески" (1964) "трогательный
вид" Тбилиси, одушевленных городских вывесок в "платьицах из
разноцветной жести", ведущих скорбную летопись военного времени, — дан
глазами безвестного солдата, возможно навсегда покидающего родной город своей
первой любви. А "Песенка о московских ополченцах", написанная от лица
самих фронтовиков, сочетает "я" солдата и обобщенное "мы",
которые слиты в едином обращении к "душе" города — Арбату — как
мощной опоре в любви и памяти:
Гляжу
на двор арбатский, надежды не тая,
вся
жизнь моя встает перед глазами.
Прощай,
Москва, душа твоя
всегда,
всегда пребудет с нами!
Собирательный
образ города нередко насыщен у Окуджавы философскими интуициями и, представая
на грани обыденности и поэтической легенды, становится воплощением высших,
хранящие человека сил ("Город", 1960, "Тбилиси", 1965,
"Париж для того, чтоб ходить по нему...", 1990 и др.). Так, например,
с образом города, который в одноименном стихотворении 1960 г. являет добрые,
животворящие токи бытия, устойчивое ядро души, связан разноплановый
ассоциативный ряд. Город прочувствован героем и как качавшая его колыбель, и
как близкая женщина ("он, как женщина, // входящая по ночам // в комнату,
где я одинок"), и как фон фронтовых воспоминаний. Сходные образные
параллели возникают и в стихотворении "Мой город засыпает..." (1967),
где город выведен в обличии таинственного, многоликого существа,
сосредоточившего в себе различные стихии жизни в их меняющихся отношениях с
лирическим "я": "Я был его ребенком, я нянькой был его, // Я был
его рабочим, его солдатом был...". В стихотворении же "Город"
конкретное изображение связанной с городом индивидуальной судьбы прирастает,
благодаря элементам сказочно-фантастической условности, расширительными
смыслами, что отражает одну из универсалий образного мышления Окуджавы:
И
как голубая вода реки,
озаренная
цепью огней,
над
которой задумчивые рыбаки
упускают
с руки
золотых
своих окуней...
У
Окуджавы иногда чудесное, легендарное полностью окрашивает собой сохраняемый в
памяти облик города — как, например, в построенной на гриновских романтических
ассоциациях стихотворной мининовелле "Январь в Одессе" (1967). В
стихотворении "Тбилиси" грузинская столица одушевляется в образе
мифопоэтического азиата, что неторопливо живет своей размеренной жизнью и
выступает то в роли маэстро, который виртуозно управляет многострунным
городским оркестром, то в качестве задумчивого игрока в нарды, то в виде
зоркого пастуха, заботящегося, "чтоб здания, что разбрелись, как овцы,
согнать скорее к стаду своему". Образ города рисуется как бы в стилистике
древнего предания, и вместе с тем зрительная и звуковая пластика
"хитросплетений улиц", "оркестров чайных ложек" укрепляет
лирического героя в ощущении непосредственного, эмоционального с ним родства с
ним:
О,
может быть, и сам я стану вновь
сентиментален,
как
его рассветы,
и
откровенен,
как
его любовь.
В
поздней поэзии Окуджавы портреты городов все чаще наполнены драматичными
раздумьями о прожитом, судьбе. В стихотворении "Париж для того, чтоб
ходить по нему..." биографические воспоминания о друге "Вике
Некрасове" слились с навеянным аурой французской столицы поэтичнейшим
ощущением праздника бытия, в восхищенном удивлении перед которым душе ниспослан
кратковременный дар "грозящему бездной концу своему не верить и жить не
бояться". В контексте судьбы Окуджавы последние строки оказались едва ли
не пророческими: ведь именно в Париже летом 1997-го и настигнет поэта
"грозящая бездна". В сходной психологической гамме создается у
Окуджавы и образ весеннего Вроцлава ("Вроцлав. Лиловые сумерки",
1991), обогащенный также историческими раздумьями о близких и драматично
перекрещивающихся исторических путях России и Польши.
Среди
поздних городских портретов обращает на себя внимание своеобразная поэтическая
"дилогия" 1993 г. о городах Святой Земли ("Тель-Авивские
харчевни...", "Романс"). Если в первом стихотворении скорбь о
трагической современности благословенного места, "где от ложки до бомбежки
расстояния близки", выводит лирического героя на не менее тревожные
размышления об иной "Земле Святой" — России ("ее, неутоленной,
// нет страшней и слаще нет..."), то "Романс", воссоздающий
образ Иерусалима, в большей степени наполнен философской саморефлексией. В
неповторимой атмосфере Священного города, в котором даже "небо
близко", за внешними картинами проступает напряженное духовное осмысление
лирическим "я" всего прожитого в предощущении "главного
часа" на пороге вечности:
И
когда ударит главный час
и
начнется наших душ поверка,
лишь
бы только ни в одном из нас
прожитое
нами не померкло.
Потому
и сыплет первый снег.
В
Иерусалиме небо близко.
Может
быть, и короток наш век,
Но
его не вычеркнуть из списка.
Как
становится очевидным, разноплановые по своей жанровой природе — от лирических
мининовелл, драматических сценок, кратких очерковых зарисовок отдельных
эпизодов, деталей городской жизни до масштабных исторических ретроспекций –
поэтические портреты городов, составляющие содержательную и жанрово-стилевую
общность, раскрывают свойства художественного мышления поэта-певца, комплекс
заветных тем, образов песенной лирики Окуджавы, грани соприкосновения его
лирического героя с мирозданием и заключают потенциал широких мифопоэтических
обобщений.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru