Поэма Некрасова "Кому жить на Руси хорошо" - энциклопедия народной жизни
Поэма Некрасова "Кому жить на Руси хорошо" - энциклопедия народной жизни
Поэма
Некрасова "Кому жить на Руси хорошо" - энциклопедия народной жизни
Поэму Некрасова
"Кому на Руси жить хорошо?" принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея -
это художественное произведение, с максимальной полностой изображающее целую
эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения - изображение
пореформенной России. Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая
материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает
народную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от
крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала
смерь поэта. Таким образом основной темой произведения осталась жизнь народа.
Жизнь крестьян.
С необычайной
яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды,
которые приходится терпеть народу, вся эта трудность и суровость его
существования. Несмотря на реформу 1861 года, "освободившую"
крестьян, они оказалисьеще в худшем положении: не имея своей земли, они попали
в еще большую кабалу.
Через всю поэму
проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о
крестьянском разорении.
Этот мотив
голодной жизни бедного мужика, которого "тоска-беда измучила" с
особой силой звучит в народных песнях, которых довольно немало в произведении.
Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов
использует и все богатство народной культуры, все многоцветье устного народного
творчества.
Однако,
напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает
красок, показывая тут же нищету и грубость нравов, религиозные предрассудки и
пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью
рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели:
Уезда
Терпигорева,
Пустопорожней
волости,
Из смежных
деревень - ,
Зашгатова,
Дырявина,
Разутова,
Знобишина,
Горелова,
Неелова -
Неурожайка
тож...
В поэме очень
ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа: и
"счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями", и
"голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы" - все люди
"досыта не едавшие, несолоно хлебавшие".
Перед нами
встает целая сеть ярких разнообразных образов: наряду с бездейственными
холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную
человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря
Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, семи правдоискателей и
другие. Эти лучшие из крестьян в поэме сохранили в себе способность к
самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина
"искать правду", но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская
Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут
сказать такие слова:
Не надо мне ни
серебра,
Ни золота, а
дай Господь,
Чтоб землякам
моим
И каждому
крестьянину
Жилось
вольготно, весело
На всей святой
Руси!
Например,.в Якиме
Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского
"праведника". Яким Нагой способен глубоко понять то, в чем состоит
сила и слабость крестьянской души:
У каждого
крестьянина
Душа, что туча
черная,
Гневна, грозна
- и надо бы
Громом греметь
оттудова,
Кровавым лить
дождям
А все вином
кончается!
Яков Нагой
живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как. и все крестьянство. Но,
наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками),
Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной
жизни, показать, что в душах народа уже назревает протест против существующих
условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.
Примечателен и
Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу
справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой
показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не
делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата,
назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния, чуть не кончает
самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое
выступление во время бунта. Образ Ермила говорит нам о таящихся в русском
народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянина.
Однако,
непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе "Савелий
- богатырь святорусский". Убийство немца -притеснителя, произошедшее"
стихийно, незапланированно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты,
которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны
помещиков.
Савелий-богатырь
является самым положительным образом в поэме. В нем живет дух бунтаря,
ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются и такие человечные качества
как: искренняя любовь (к Матрене Тимофеевне), сила духа, чувство человеческого
достоинства, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других. -
Именно такие
герои, а не кроткие и покорные были близки Некрасову. Поэт видел,что
пробуждается сознание крестьянства, накипает бурный протест против угнетения. С
болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в
его будущее, с верой в "сокрытую искру" могучих внутренних сил:
Рать
поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней
кажется несокрушимая.
Крестьянская
тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся система процветания посвящена теме
поиска крестьянского счастья. Здесь можно вспомнить и "счастливую"
крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы
пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь
многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам,
самым обездоленным и забитым существам на Руси.
Конечно, в
поэме есть еще много интересных образов: "холопа примерного Якова
верного", который сумел-таки отомстить своему барину, или работящих
крестьян из главы "Последний", которые вынуждены ломать комедию перед
старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и
еще много других образов..
Все эти образы,
даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг
с другом. Поэтому-то ж можно, я считаю, назвать поэму Некрасова "Кому на
Руси жить хорошо?" энциклопедией народной жизни. Поэт, как эпический
художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия
народных характеров. Поэма, написанная на ольклорном материале, создает
впечатление народной песни, исполняемой на многие голоса.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/