Много бед
претерпела русская земля. Древнюю Русь топтали "поганые полки
половецкие" - и вставало войско Игорево за землю русскую, за веру
христианскую. Не одно столетие длилось татаро-мон-гольское иго - и поднимались
русские Пересветы и Осляби во главе с легендарным князем Дмитрием Ивановичем
Донским. Настала "гроза двенадцатого года" - и юные сердца
воспламенены желанием сражаться за отечество:
Страшись, о
рать иноплеменных! России двинулись сыны;
Восстал и стар
и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их
мщеньем зажжены.
История
человечества - это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это потом, для
истории, - Поле Куликово, Бородино, Прохоровка... Для русского солдата - просто
земля. И нужно вставать во весь рост и идти в атаку. И умирать... В чистом
поле... Под небом России... Так русский человек выполнял испокон веков свой
долг, так начинался его подвиг.
И в двадцатом
веке доля сия не миновала русского человека. Двадцать второго июня 1941 года на
нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества.
В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая дата, но и как
рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей
Великой Отечественной.
Мы знаем, что
ныне лежит на весах
И что
совершается ныне.
Час мужества
пробил на наших часах,
И мужество нас
не покинет.
А. Ахматова
Литература
вновь и вновь возвращает нас к событиям этой войны, к не знающему себе равных в
истории подвигу народа. По определению Ю. Бондарева, героизм - преодоление
самого себя. И писатель ставит своего героя в самые тяжелые, самые трагические
обстоятельства, проверяя, испытывая его нравственную силу, его человеческую
значимость в чрезвычайно сложном конфликте, показанном предельными ситуациями
войны, когда при ежесекундном взгляде в лицо смерти все обострено, все
сконцентрировано в человеческой душе.
Первые страницы
повести "Батальоны просят огня" воскрешают те далекие события:
"Все горело, рвалось, трещало... Клочья горячего пепла опадали в нагретом
воздухе". Здесь открывается поистине ад: ощущение смертельной опасности,
обжигающей человека своим дыханием. Удивителен художественный прием,
использованный писателем: его описание похоже на моментальные фотографии, что
создает "эффект присутствия". Каждый эпизод с достоверностью передает
мельчайшие подробности фронтового быта. И здесь, среди крови и смерти, человек
просто, незаметно делает обычное и святое дело - защищает Родину.
Нельзя не
согласиться с В. Кондратьевым, утверждавшим, что "одно нахождение тут...
является уже подвигом". И вот перед нашим взором возникает один из первых
бондаревских мальчиков артиллерист капитан Борис Ермаков. Он сбежал из
госпиталя, не желая отрываться от своей части, будто война вот-вот кончится без
него. Что это: юноше екая бравада или героизм? Полковник Гуляев беседует с ним,
искренне изумляясь этой пылкой, нетерпеливой энергии:
- Значит,
раньше времени прибежал?
- Променять
госпитальную койку вот на это... стоило, честное слово!
Жажда подвига -
таков мотив бегства. Ермаков сжился с войной и, кажется, не особенно
задумывался о ней. Он любил риск. "Все с риском живешь, а не с умом! -
ругал его Гуляев. "Все - это конец прежнего, грань нового, грань жизни и
смерти: сумасшедший огонь, раскаленные докрасна стволы орудий, вольно
распахнувшаяся на пат--ной груди шинель, страшные в копоти глаза
наводчиков". Я будто вижу этого капитана в прожженной, пропахшей горьким
порохом гимнастерке, с воспаленными от бессонницы глазами, потерявшего счет
остервенелым атакам. Приказ о наступлении - это радость для Бориса. Молодость
жаждет новизны, пусть и гибельной. Ведя бой на плацдарме в тылу противника и
уже понимая, что поддержки не будет и что батальон обречен на гибель, Ермаков и
перед лицом смерти не изменяет чувству долга, не падает духом. Он вершит свой
незаметный подвиг... Сначала и не понимаешь, что это и есть подвиг. Мы иногда
понимаем подвиг чуть ли не как синоним славы, и очень трудно нам понять его как
долг или обыденность.
В бондаревских
"Батальонах..." погибают почти все. Из нескольких сотен людей, в
самых жестоких и безнадежных обстоятельствах до конца выполнивших свой
солдатский долг, в живых остаются пятеро. В такие дни и в такие минуты особо
суровой мерой измеряется мужество и совесть человеческая. Кажется, ведь об этом
никто не узнает, стоит чуть-чуть поберечь себя - и ты спасен. Но спасен ценою
жизни других: кому-то нужно пройти эти страшные метры, а значит, погибнуть,
потому что еще ни один рубеж в мире не был взят без жертв. Вдвойне подвигом, на
мой взгляд, является способность не просто выжить в нечеловеческих условиях, но
и сохранить в себе Человека.
Именно поэтому
капитан Ермаков, вернувшийся после боя к своим и повзрослевший за сутки чуть ли
не на несколько лет, нарушая все уставы и субординацию, бросит гневно и
бескомпромиссно в лицо командиру дивизии, карьеристу Иверзеву: "Я не могу
считать вас человеком и офицером". Прав был М. Луконин, написавший такие
строчки:
В этом зареве
ветровом
Выбор был
небольшой -
Но лучше прийти
с пустым рукавом,
Чем с пустой
душой.
Подвиг человека
на войне бессмертен. Память о павших должна вечно жить в наших сердцах так же,
как живет она в душе героини В. Астафьева из повести "Пастух и
пастушка": "...И, послушав землю, всю засыпанную пухом ковыля,
семенами степных трав и полыни, она виновато сказала: - А я вот живу. Ем хлеб,
веселюсь по праздникам. А он, или то, что было им когда-то, остался в
безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны. Остался
один - посреди России".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/