Центральной
проблемой романа Достоевского "Преступление и наказание" является
объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и
совестливый, явно с душой и сердцем молодой человек совершил зверское убийство
старухи-процентщицы и ее сестрицы Лизаветы? Причем даже на каторге не
испытывает раскаяния в содеянном, хотя и явился с повинной.
Литературоведымарксисты давали много длинных и замысловатых объяснений этому.
Однако ответ, даваемый и этим романом, и всей личностью, и всеми духовными
исканиями Достоевского, очень прост. Причину раскольниковского поступка автор
видит в том, что бывший студент не верует в Бога. Поэтому и убил.
Конечно, столь
лаконичной формулировки этого ответа нет в тексте романа, но весь
художественный строй этого произведения, считающегося самым совершенным
творением Достоевского, многочисленные намеки и раскавыченные цитаты из
Священного Писания, скрытые евангельские образы - все это утверждает именно эту
неожиданно простую и незамысловатую истину. Ведь Бог - это не только мифический
владыка небесный. Бог обозначает наличие в голове, а главное, в сердце человека
непреложного закона любви, добра и красоты.
Раскольников,
как мы знаем, атеист. В этом смысл фамилии героя: он от бога и божьего мира
откололся. Есть и еще один смысл. Его раскрывает раскольниковскос орудие
убийства - топор, к которому звали Русь в своих прокламациях революционные демократы
во главе с Чернышевским, т.е. к кровавому и беспощадному бунту. Его
Раскольников не стал дожидаться и совершил свой бунт, орудие для него он выбрал
в соответствии с духом времени, с призывами самых передовых тогда политических
сил. Раскольников - студент-шестидесятник, из передовых кругов, близких к
нигилистам, к "новым людям". Таков и его друг Разумихин, но обоих не
во всем устраивают идеи и методы "учебника жизни", оставленного
репрессированным Чернышевским - романа "Что делать?" Каждый из друзей
ищет свой путь.
Итак, роковое
имя вождя революционеров и его нового революционного завета произнесено.
Чернышевский с его романом - вот против кого, вернее, против каких идей
направлена полемическая сторона "Преступления и наказания". И топор в
руках Раскольникова не есть орудие уголовного деяния. Раскольников - не
уголовный преступник. Кстати, совершенно безосновательно усматривать в
'"Преступлении и наказании" черты детективного жанра.
Раскольниковский топор - орудие социального протеста, идейного и политического
бунта. Раскольников - герой идеологический, его кровавое деяние имеет
идейно-политический смысл. В таковом качестве убийца и грабитель Раскольников,
прежде всего, бескорыстен.
Мотивы его
преступления непростые, это сразу понимает, впервые его увидев, проницательный
Порфирий Петрович. Берясь за топор, Раскольников хотел разрешить множество
проблем и мучивших его вопросов. Поэтому ниточкой для его разоблачения
Порфирием Петровичем стала написанная Раскольниковым некоторое время назад
статья, в которой он изложил часть своей очень стройной и внутренне логичной
теории.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/