Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени
Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени
Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими
людьми их времени
Чтобы жить честно, надо
рваться, путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и
лишаться. А спокойствие - есть душевная подлость.
Л. Н. Толстой.
В начале Х1Х века в России в высших сферах общества начали
появляться прогрессивные люди. Их взгляды отличались от взглядов завсегдатаев
петербургского салона.
В романе «Война и мир» такими людьми являются князь Андрей
Болконский и Пьер Безухов. Героев сближает общность взглядов, поиск смысла
жизни и душевные переживания. Всем этим они отличаются от окружающих их людей,
всего петербургского общества. В первых
же главах романа Толстой показывает
общность этих героев. Единственным приятным князю Андрею человеком в салоне
Анны Павловны Шеррер является Пьер. Толстой рисует встречу друзей: «Пьер, со
времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных,
дружелюбных глаз […]. Князь Андрей, […] увидав улыбающееся лицо Пьера,
улыбнулся неожиданно-доброй и приятной улыбкой». Князь Андрей говорит Пьеру:
«Ты мне дорог особенно потому, что ты
один живой человек среди всего нашего света». Пьер очень уважительно относится
к князю: «Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что
князь Андрей в высшей степени соединял те качества, которые ближе всего можно
выразить понятием силы воли».
Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой
неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести.
Стремясь к полезной деятельности, он едет в армию. Пьеру он
объясняет свое решение желанием вырваться из сферы надоевшей ему светской и
семейной жизни. Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не
говорит никому: он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить
подвиг.
Эта потребность поддерживается в нем присущим ему честолюбием,
стремлением к славе и власти. Следует сказать, однако, что князь Андрей не
способен к сделкам с совестью. Он честен, и стремление к славе у него сочетается с жаждой бескорыстного подвига.
Новой встрече друзей суждено было состояться только через два
года. Многое пережили они за это время, разными путями подошли они к этой
встрече.
После бесславной кампании тысяча восемьсот пятого – седьмого
годов, сражения под Аустерлицем смыслом жизни для героя стало «жить для себя».
В разговоре с Пьером он говорит: «Я жил для славы. Так я жил для других и не
почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал жить спокойнее, как я живу
для одного себя».
Сложная и глубокая натура, князь Андрей живет в период
общественного возбуждения, в той атмосфере, в которой формировались будущие
декабристы. Для него характерна неуспокоенность в жизни. Поэтому, после встречи
с Пьером в Богучарове, начинается духовное возрождение героя.
Высказанная им в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное
право нравственно растлевает самих владельцев «крепостной собственности», являлась
антикрепостнической; она была, в частности, одним из документов
декабристов в их борьбе против
крепостного права. После отъезда Пьера Андрей Болконский проводит в своем
имении ряд мер, облегчающих положение крестьян, улучшающих их быт.
Эпоха до войны двенадцатого года была заполнена
преобразованиями в деревне, попытками проведения государственных реформ, что
говорит об активной жизненной позиции
героя.
У князя Андрея большая воля к жизни, и к жизни именно с людьми: «Надо, чтобы не для
одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной
вместе».
Патриотизм князя Андрея четко сформирован в словах его,
сказанных накануне Бородина: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву,
оскорбили и оскорбляют всякую минуту. И так же думают Тимохин и вся армия. Надо
их казнить».
Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою
жизнь с их простой и естественной жизнью – вот тот новый идеал, который
пробудился в душе Андрея в дни суровых для родины испытаний.
Внутреннее развитие князя Андрея сближает его с образом другого героя – Пьером Безуховым. Оба они
напряженно и мучительно ищут своего места в жизни, хотят приносить людям
пользу. Всем хорошим людям свойственно неудовлетворенность собой.
Что значит жить честно? По закону жизни для положительных
героев у Толстого это постоянное нравственное самоусовершенствование. Пьера
привлекает идея внутреннего очищения, которую ему открыл встреченный в Торжке масон Баздеев. Что
такое масонство и какова его роль? Многие декабристы прошли через масонские
ложи. Вокруг них было создано вполне определенное общественное мнение: их
считали нарушителями спокойствия, чуть ли не бунтовщиками.
Путь Пьера Безухова и путь князя Андрея, это путь к народу. Он
решает посвятить свои силы благоустройству крестьян. Но постепенно к нему
приходит разочарование, вызванное глубиной его симпатий и поверхностью натуры.
Огромное значение для Пьера имело непосредственное
соприкосновение с народом на Бородинском поле, после битвы и в плену. Герой
приходит к духовному обновлению, преодолев каратаевский фашизм и
непротивленчество. Впоследствии он приходит к идеям декабризма.
В Андрее Болконском и Пьере Безухове раскрыты типические черты той среды, из которой вышли
деятели четырнадцатого декабря.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru