Почему горе настигает юного человека. Смысл названия комедии Грибоедова. Горе Чацкого и Софьи
Почему горе настигает юного человека. Смысл названия комедии Грибоедова. Горе Чацкого и Софьи
Почему горе
настигает юного человека. Смысл названия комедии Грибоедова. Горе Чацкого и
Софьи
"Горе от
ума" Грибоедова - социально-политическая реалистическая комедия, одно из
самых злободневных произведений русской литературы.
Комедия
"Горе от ума" была написана в 20 годы XIX века, когда после
Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены.
Интригующе звучит название пьесы. На первый взгляд кажется, что в нем заключен
некий парадокс. Но Грибоедов прав - умному человеку всегда сложнее в жизни. Еще
древние говорили, что во многом знании нет много счастья, а умножающий знания
умножает скорбь. Кроме того, ум - это необыкновенная способность, которая
выделяет человека из толпы. Умный человек часто вызывает у окружающих не
столько любовь и восхищение, сколько ненависть и раздражение. Особенно если он
ведет себя так, как Чацкий. Чацкий - молодой человек, который воспитывался в
доме Фамусова после смерти своих родителей. Когда наступили годы зрелости,
юноше стало скучно у своего благодетеля и он отправляется за границу. Оттуда он
возвращается через три года полным новых передовых идей.
Еще до его
появления мы понимаем, что Чацкий - человек неординарный, наделенный необыкновенными
способностями. Из разговора Софьи с Лизой мы узнаем, что он "остёр, умен,
красноречив, в друзьях особенно счастлив". Фамусов представляя Чацкого
Скалозубу, говорит: "Он малый с головой, и славно пишет, переводит".
И это действительно так. Он действительно остроумен, его речь ярка и образна,
он красноречив. Чацкий прекрасно разбирается в людях, его замечания о них
меткие и верные.
Чацкий является
представителем прогрессивных взглядов, высказывает идеи дворян-декабристов,
выступает против крепостного права, тормозящего развитие России. Он настоящий
патриот, ему обидно, что в России столь велико почтение к иноземцам, что
русские так легко забыли свою культуру, свои обычаи, свой язык. Он говорит о
том, что молодым дворянам часто набирают в учителя иностранцев "числом
поболее, ценою подешевле". Эти люди в своей стране часто занимали
лакейские должности и поэтому не могли исполнить возложенные на них задачи
воспитания гражданственности и патриотизма в молодых дворянах.
Несмотря на
свои способности, Чацкий не находит места в этом обществе, потому что в нем не
нужны люди мыслящие, вольнолюбивые, независимые. Да и сам Чацкий не хочет
служить. Он говорит: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Для
представителей фамусовского общества служба - это способ получения определенных
материальных благ: наград, состояний, чинов. Чацкий же хочет служить
"делу, а не лицам", а это в фамусовском обществе невозможно.
Софья Павловна
Фамусова во многом близка Чацкому. Она, как и главный герой, натура страстная,
живущая сильным и большим чувством, что вполне естественно для семнадцатилетней
девушки. Она умна, решительна, самостоятельна. Речь ее яркая, образная,
афористическая. В критических ситуациях она проявляет решительность и
находчивость. Сон, придуманный на ходу, с целью отвлечь Фамусова от присутствия
Молчалина в ее комнате, свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных
литературных способностях. Софья по-своему умна, она много читает, но предмет
ее чтения - сентиментальные романы, в которых описываются истории о неравной
любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном
герое, которым она вообразила Молчалина. Она хочет семейной жизни, хочет быть
счастливой.
Возможно,
поэтому она выбрала Молчалина, который так соответствует роли "мужа-мальчика,
мужа-слуги". Не нужно забывать и о том, что в пьесе каждый герой строит
себе жизненную схему. Это и является главной причиной горя по Грибоедову
(главный конфликт - конфликт жизни и схемы). Так, Софья, воспитываясь под
влиянием французских книг, составляет себе жизненный план, из-за которого не
видит различия между романтическим вымыслом и реальной жизнью, не умеет
отличать истинное чувство от притворного. Следование литературным штампам
приводит к трагической развязке - горькому прозрению, крушению идеалов.
Жизненную схему
строит себе и Чацкий. Для него существует две несовпадающие категории: ум и
чувство (он говорит Софье, что у него "ум с сердцем не в ладу").
Описывая Молчалина, он снова разграничивает эти понятия: "Пускай в
Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство?
пылкость та?" Чувства оказываются выше ума. Чацкий в конце пьесы говорит:
"Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству
уголок!.." Он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а
чтобы забыть об оскорбленных, нанесенных его чувству.
"Горе от
ума" Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского,
а чувством ("У него есть и сердце, и притом он безукоризненно
честен", - говорит Гончаров в "Мильоне терзаний") он привязан к
свету.
Эпоха
классицизма прославила человеческий разум, а Грибоедов в "Горе от
ума" показал на примере как Софьи, так и Чацкого, что нельзя в жизни
руководствоваться одним разумом. Главное, по-моему, гармоничное сочетание чувства
и разума. Позиция автора - позиция человека, отвергающего "голый"
рационализм.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/