В последние
годы стало определенной традицией включать в темы выпускных школьных сочинений
тему, связанную с современной литературой и предполагающую умение писать
рецензию на то или иное литературное произведение. В прошлом году газета уже
публиковала консультацию к такому сочинению, однако поток вопросов, связанных
как с особенностью жанра рецензии, так и с проблемами подготовки к ее
написанию, не иссякает. Именно поэтому мы решили еще раз вернуться к разговору
на эту тему.
Что должен
четко знать учитель, готовящий учеников к выпускному экзамену? Первое: рецензия
— чрезвычайно сложный жанр, и на её создание стоит нацеливать только сильных
учеников. Одновременно рецензия — это высший показатель мастерства учителя, ибо
именно в этом жанре ученик должен на новом, не обработанном еще материале
продемонстрировать все те умения и навыки анализа литературного произведения,
которые он получил при изучении классических, “устоявшихся” вещей. Главная
задача рецензии — это обращение к самым последним, современным явлениям
литературы, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не
успело сложиться определенного мнения. При разговоре о таком произведении
пишущему нужно рассмотреть его в контексте современной жизни и современного
литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая
злободневность (в лучшем понимании этого слова) является непременным признаком
любой рецензии. Само собой разумеется, что для этого ученику, готовящемуся к
написанию рецензии, нужно хотя бы иногда просматривать
литературно-художественные журналы, чтобы быть в курсе новинок и
ориентироваться в основных направлениях литературной жизни.
Далее, учителю
следует обговорить с учениками основные структурные моменты любой рецензии.
Поскольку рецензия является как бы посланием человека, читавшего какое-либо
произведение (или смотревшего спектакль, кинофильм и т.д.), возможному их
читателю ( зрителю), то в рецензии , во-первых, должны быть четко указаны
выходные данные рассматриваемой вещи, а во-вторых, значительное место должно
быть уделено изложению содержания. Не просто пересказу, а концептуальному
анализу, из которого станут понятными основные идейные линии произведения.
Обязательно следует отметить также интересные, необычные моменты, например,
нетрадиционную манеру изложения, какие-то аспекты стиля и т.д. — иными словами
следует прежде всего остановиться на анализе самых существенных элементов
произведения вне зависимости от отношения к ним автора рецензии. К примеру,
рецензент не разделяет идей писателя или вовсе не в восторге от способа их
подачи, однако если эти идеи или этот способ являются яркими моментами
произведения, его “изюминкой”, он не вправе о них умалчивать.
Только после
объективного анализа можно приступать к субъективной оценке произведения,
составляющей основную часть любой рецензии. Рецензия как раз и пишется для
выражения такой оценки, своего собственного мнения. Оно может быть сколь угодно
спорным, но в случае если субъективный взгляд базируется на понимании
сущностных моментов произведения, он не будет произволить впечатления
оригинальничанья и надуманности.
Естественно,
что вышеупомянутые структурные элементы рецензии не обязательно должны линейно
следовать друг за другом. Часто рецензия пишется в художественном ключе — как
правило, такую манеру изложения выбирают творческие, одаренные ученики. Мы
хотели бы познакомить читателей с двумя работами такого плана. Они написаны
одиннадцатиклассниками московской школы 57 Ниной Смирновой и Вадимом Жарко.
С.В.Волков
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/