Достоевский, один из немногих писателей, описавший великий город не со
стороны дворцов и великолепных зданий, а со стороны дворов Петербурга,
населенных нищими, отрекшимися от жизни людьми. Он представляет нам
отвратительную картину города.
Первое описание гадкой натуры Петербурга – это комнатка Раскольникова,
более похожая на шкаф или, по словам Дуни, на «гроб»: «Это была крошечная
клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими
желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая,
что чуть-чуть высокому человеку в ней жутко, и все казалось, что вот-вот
стукнешься головой о потолок». Сразу ясно, что такое жилище влияет на
душевное здоровье героя, постоянно давя на него маленьким пространством и
своим видом. И такой элемент описания Петербурга, как комната главного
героя, несомненно, играет роль в создании его образа и атмосферы
постоянного давления. Но «шкаф» Раскольникова – не исключение, та же
картина предстает перед ним и в конторе квартального: «лестница была
узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех
этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого
была страшная духота, …духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты
било в нос свежею, еще не выстоявшеюся краской на тухлой олифе вновь
покрашенных комнат». Эта действительность еще более усиливает эффект
атмосферности Петербурга, т.е. его влияние на окружающих людей, их
поведение и поступки.
Атмосфера этого «проклятого» города наполнена духотой, потом,
нестерпимой вонью, смрадом от нищих и пьяных, болью и безысходностью. Где
бы ни прогуливался Раскольников – везде его встречал душный и зловонный
Петербург. В питейной, где Родион Романович встретил Мармеладова «было
душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано
винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять
минут сделаться пьяным». Можно сказать, что эти питейные заведения,
являются сетями города, которые заманивают и привлекают обнищавших людей,
думающих, что зеленый змий поможет избавиться от проблем. Но вместе с тем
город обвивает человека своими сетями и никогда больше не выпускает его,
принося людям одну смерть.… Надо отметить, что в повествовании романа очень
часты нелепые и легкомысленные смерти: сначала старуха-процентщица, затем
Лизавета, Мармеладов, Катерина Ивановна. Причем происходят без особых
душевных терзаний Раскольникова. Ведь он даже и не думал, что, убив
процентщицу, он поступил неправильно, напротив, он был уверен, что сделал
доброе дело… И по поводу этих смертей напрашивается мысль о том, что
Раскольников попав в сети Петербурга, стал в его руках «орудием убийства».
Чувство отвращения возникает у Раскольникова и на улице: «На улице жара
стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич,
пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не
имеющему возможность нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных,
которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно
попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный
колорит картины», а также и «около харчевен в нижних этажах, на грязных и
вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось
много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». Вся картина
Петербурга удручающа и создает впечатление чего-то отвратительного, гадкого
и противного.
Казалось бы, должен же быть в этой «обители зла» островок чего-то
приятного и чистого, но даже Великолепная панорама Исаакиевского собора и
Зимнего дворца была превращена городом для Раскольникова в источник плохого
настроения и не приносила радости: «Необъяснимым холодом веяло на него от
этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...». Это была граница изоляции мира нищеты от мира
величественных дворцов, и создавала еще более гнетущую атмосферу.
Все эти обстоятельства не могут не создать образ Петербурга, как
отдельного героя романа, он играет едва ли не главнейшую роль в развитии
сюжета и душевных переживаний Раскольникова. И именно этот факт образности
города ставит Достоевского на пьедестал выдающегося писателя, создавшего
уникальный в русской литературе образ города и развившего его почти до
совершенства….