Мужчина должен
знать, что ему нужно делать в жизни...
— А... Нил —
знает? Он знает!
М. Горький
Пьеса Алексея
Максимовича Горького “Мещане” — не просто дебют писателя в драматургии,— ею
открывается новая общественно-политическая линия”,— писал видный режиссер К. С.
Станиславский.
Пьеса
начинается многозначительным диалогом Татьяны и Поли о герое. Поля, слушая
чтение Татьяны, замечает: “А я бы такого не полюбила ...нет! Скучный он... И
все жалуется...
Неуверенный
потому что... Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни...” Татьяна
(негромко). А... Нил — знает? Поля (уверенно). Он знает!” “Он знает!” — вот что
услышал русский читатель и зритель после грустно-лирических монологов чеховских
героев о безысходности настоящего и о далеком прекрасном будущем, к которому
они не ведали путей. Нил предстал как живое олицетворение будущего, приблизив
его, заставив поверить в его реальность. Драматург создал героический образ
человека, уверенного в “своей силе и в своем праве перестраивать жизнь и все ее
порядки”. Рабочий Нил и Поля, способная “на всякое геройство”,— “главные
фигуры” пьесы, так сказано в авторских пояснениях к спектаклю.
Истинные герои
— Нил и Поля, но почему же пьеса называется “Мещане”? В этом-то и скрыт
глубокий исторический смысл, точно так же, как и в том, что грандиозная
горьковская эпопея о почти полувековой истории России названа “Жизнь Клима
Самгина”, то есть именем духовного брата Петра Бессеменова — действующего лица
пьесы. Горький отмечал, что главный враг жизни не капитал, а холопы его,
почтенные мещане, желающие доказать в интересах своего личного счастья...
невозможность иного порядка жизни. Свое время Горький называл “временем суда”
над мещанством, над его “строем души”, его идеологией, моралью, этикой.
В доме
Бессеменова поклоняются деньгам, здесь царит культ вещей и скопидомства. Здесь
идет борьба двух начал: индивидуалистов, лелеющих свое трусливое “я”, и
человека, вместившего в душе своей всю боль и радость жизни. Прекрасное и
трагическое одинаково чужды мещанскому сознанию. Мещанин лишен идеалов, он ни
во что не верит, не может, не в силах верить. “Я родилась без веры в сердце”,—
беспомощно сетует Татьяна Бессеменова, ища сочувствия. Ее подруга Цветаева
угадывает причину мнимой “психологической” сложности молодого поколения
Бессеменовых. “А может быть,— ты боишься верить... ведь вера — обязывает...”
Да, и Татьяна, и Петр Бессеменовы боятся ответственности, перемен, стремятся к покою
“внутри и вне себя”. “Мое желание вмешаться в самую гущу жизни... месить ее и
так и эдак”,— вдохновенно, с упоением говорит Нил. “Ничего не могу изменить,
ничегр не в состоянии внести”,— лепечет Петр, растерянно и вяло.
Петр и Нил — их
поединок представляет интерес, он перспективен, ибо продолжится в будущем,
когда противники встанут по разные стороны баррикады. Петр — олицетворение
иллюзорных надежд мещанства. “Ты — опора нам”,—заклинает старик Бессеменов,
обращаясь к сыну. Но Петр мечется между “хочу” и “должен”. Младший Бессеменов,
“бывший гражданином полчаса”,—злобствующий индивидуалист: “Общество? Вот что я
ненавижу!” Невольными судьями столкновения Петра и Нила выступают все
действующие лица пьесы. Старик Бессеменов, не ведая сам, дает точную оценку и
сыну, и Нилу: “Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не
приобрел”. А Нил—“он дерзок... он — разбойник, но — человек с лицом!” От
первого до последнего действия пьесы идет нравственный суд Человека над
мещанином. “У вас — с тоски помрешь... ничего вы не делаете... никаких
склонностей не имеете”,— говорит Бессеменовым Перчихин. “Вы ржавчина какая-то,
а не люди!” — говорит Елена, жиличка Бессеменовых. Моральные, этические
диалоги-поединки “Мещан” вырастают в политический спор “образцового мещанина”
Бессеменова и Нила о хозяевах жизни— “хозяин тот, кто трудится”,— о
несправедливости строя, при котором “честными людьми командуют свиньи, дураки,
воры...”.
В пьесе ясно
звучит мысль о грядущей революции, и солистом в этом исторической действе будет
Нил.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/