Перевернув последнюю страницу лирического романа Ф. Саган «Здравствуй, грусть»
Перевернув последнюю страницу лирического романа Ф. Саган «Здравствуй, грусть»
Перевернув последнюю страницу лирического романа Ф.
Саган «Здравствуй, грусть»
Первый
роман Франсуазы Саган "Здравствуй, грусть" был встречен шквалом
статей, выступлений, бурных споров. Автор — в то время 19-летняя студентка
Сорбонны — сразу же превратилась в литературную звезду. Конечно, немаловажную
роль сыграла здесь и реклама, умело использовавшая такой редкий случай, как
написание произведения высокого художественного уровня в столь юном возрасте.
Но еще сильнее потрясло читателей и критиков то, о чем осмелилась рассказать
героиня романа Сесиль — девушка из добропорядочной буржуазной семьи, только что
вышедшая из закрытого католического учебного заведения, где она получила среднее
образование и должное нравственное воспитание. Откровенно, нисколько не
смущаясь, она поведала о радостях физической любви, о том, как прекрасно быть
молодой, здоровой, любить жизнь и наслаждаться ею в объятиях любовника (не
жениха, не мужа, а именно любовника).
Роман
"Здравствуй, грусть" привлекает прежде всего искренностью тона,
свежестью и остротой восприятия мира. Бурная радость жизни, которую испытывает
Сесиль, причудливо и вместе с тем органически сочетается с какой-то глубокой
печалью, с чувством острой неудовлетворенности. Ф. Саган подчеркивает
драматический, подспудный мотив повествования тем, что выносит в заглавие
строчку из лирического стихотворения Поля Элюара. Это же стихотворение она
ставит эпиграфом к роману.
Состояние
счастья достигается чисто импульсивным, бездумным существованием. Сесиль просто
и искренне радуется южному солнцу, теплому морю, прекрасной природе. Она
чувствует себя наподобие цикад, опьяненных зноем и лунным светом, и знает, что,
когда кончится лето и они с отцом вернутся в Париж, она будет по-прежнему вести
такой же легкий, ничем не обремененный образ жизни, нацеленный только на
удовольствия, ибо так же легко и просто, ни о чем не задумываясь, живет ее
отец. И вот такую совершенно безоблачную идиллию нарушает появление Анны Ларсен
— подруги покойной матери Сесиль, приехавшей с явной целью женить на себе
беспутного и легкомысленного вдовца, сделать из него покорного мужа,
порядочного семьянина. Это вполне могло удаться, если бы не противодействие со
стороны Сесиль, которая ловкой интригой сумела расстроить намечающийся брак,
что, в конечном счете, привело к гибели Анны.
Конфликт
между Сесиль и Анной составляет ядро, главное содержание романа. Анна, с точки
зрения Сесиль, сковывает и унижает ее как личность, не дает ей свободно и
импульсивно развиваться, за что и наказана. Чувственное наслаждение жизнью
одержало победу над благоразумием, рассудительностью и рационализмом. Чувства
победили разум. Но, с другой стороны, тот же самый конфликт постепенно
приобретает совсем иную окраску. Все явственнее проступает в тексте романа
понимание, что Сесиль защищает бездуховное, эгоистическое, по сути, пустое
существование. Она отстаивает чисто функциональный подход к людям, при котором
человек важен и ценен не сам по себе, не в силу своих личных качеств, а лишь
как предмет удовольствия. Анна, напротив, воплощает более высокую культуру
чувств, более развитое духовное и нравственное начало. Если для Сесиль и ее
отца любовь — всего лишь их собственные приятные ощущения от общения с меняющимися
партнера ми, то для Анны — это постоянная нежность, привязанность, потребность
в ком-то. Сесиль отдает должное человеческим качествам Анны, восхищается ее
культурой, ее достоинством, ее умением владеть собой. Она бы даже полюбила эту
женщину, не окажись та на ее пути к удовольствиям.
Но
вот путь свободен, препятствие убрано, а вместо радости Сесиль вдруг остро
ощутила совершенно незнакомое ей чувство и назвала его "грустью". Вся
эта история с Анной, ее гибель вызвали сильное нравственное потрясение в душе
героини. Она ясно осознала цинизм, безнравственность той бездумной жизни,
которую они с отцом ведут и, очевидно, будут продолжать вести. Однако мир
прежних, традиционных нравственных ценностей, который отстаивала Анна,
представляется Сесиль и всему ее поколению утратившим привлекательность,
безнадежно устаревшим. Получается, что нет ничего ценного, ради чего стоит
жить, трудиться, гореть и вдохновляться. Сесиль ощущает это столь остро, что ей
кажется, будто она заглянула в пропасть, в бездонную пустоту — и содрогнулась
от ужаса. Роман "Здравствуй, грусть" был своего рода зарницей,
сигналом тревоги, вызванным нравственным неблагополучием и торжеством
бездуховности в обществе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/