Пьер Безухов в плену (по роману "Война и Мир")
Пьер Безухов в плену (по роману "Война и Мир")
Пьер Безухов
в плену
(по роману
"Война и Мир")
Перед тем, как
приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны
разобраться, как он туда попал.
У Пьера, как и
у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть,
как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона,
когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным
человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким,
бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона,
когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы
принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое
значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том,
что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить
Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По
обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и
посажен в плен на 1 месяц.
Если
рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то
можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той
замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений,
которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения
открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик
простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится
свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения
просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру
не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно
я отдался ему! А они... они все время до конца были тверды, спокойны”... -
подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и
те, которые кормили его, и те, которые молились на икону... "Они не
говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в
эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.
Оставаясь в
Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со
множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и
процессами.
Арестованный
французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни
за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное
потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это
торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в
душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все
держалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не
только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.
В плену Пьеру
пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в
плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь.
"... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим
воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".
Платон Каратаев
кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение
безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к
апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного
крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ
Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к
творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать,
что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно
представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных
солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то
занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил,
шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе
разговоры, которые он любил, и песни».
В плену
обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит
«полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в
сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу
Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
В плену он
обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной
морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в
жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но
вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с
радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а
идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого,
единственно возможен для истинно нравственного человека.
Большое
значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.
«На глазах
Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что
ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов.
Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и
«виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как
Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать,
в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось
и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём,
хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в
человеческую, и в свою душу, и в бога.
В заключении можно
сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что
человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении
естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от
недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он
узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего
страшного».