...Россия 30-40 гг 19 века. Эпоха реакции,
воцарившейся после разгрома декабристов. Во все поры общественной жизни
проникает тяжелый гнет императорской власти. Но это не мертвое время.
Интеллектуальная мысль живет в обществе, особенно в среде передовой молодежи.
Не случайно у М.Ю.Лермонтова созрел замысел заглянуть вглубь молодежной
дворянской среды и проанализировать художественными средствами обобщенный образ
ее представителя - Печорина. Так появился «Герой нашего времени».
В предисловии к роману герой
характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в
полном их развитии». Но все же
по ходу повествования многие поступки Печорина находят свое оправдание.
Печорин живет в эпоху, наступившею
после разгрома восстания декабристов. Он потерял веру в великих людей, которые вели прошлые поколения.
Нравственный распад, трусость и пошлость светского общества, в котором
вращается Печорин, объясняют некоторые черты его характера. Ему присущи разочарование
в жизни, пессимизм и несомненный эгоизм.
В некоторых местах романа герой
приоткрывает завесу над своим прошлым. Он говорит, что его «душа испорчена светом». В
исповеди Печорина перед Мери открывается скорбная история ее увядания. Под
влиянием лукавства, недоверия и насмешек окружающих вымерли такие качества,
как: искренность, скромность, любовь к людям. Лучшие чувства приходилось
держать «в глубине сердца». Не удивительно, что «они там и умерли». Теперешний
Печорин не верит своим друзьям. Про них он говорит, что они могут взвести на
его счет «бог знает какие небылицы». Дружба, уверяет Печорин, это рабство
одного и владычество другого. Любовь – наслаждение сорванным цветком. Надоев,
он может быть брошен на дороге – «Авось кто-нибудь поднимет».
Отсутствие веры в подвиг, в
любовь и дружбу и порожденная Печориным неизбежная скука лишают его жизнь
какой-либо ценности: «Что ж? Умереть,
так умереть! Потеря для мира небольшая...». Всеми своими действами он
показывает искренность своего заявления. Таков Печорин и в «Тамани», и в «Княжне Мери», и в
«Фаталисте».
В общественно-политических
условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения,
ищет приключений, подставляет лоб чеченским пулям. Но все это лишь поиск
какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. Его преследует скука и сознание, что
не стоит жить такой жизнью.
Силы Печорина разбрасываются по
мелочам. Он вечно увлекается
«приманками страстей пустых и неблагодарных». Вся его жизнь – это главным образом
цепь донжуанских подвигов, изобретательность, блеск, завлекательность которых
не прикрывает их ничтожность.
Все действия Печорина несут не
положительный, а отрицательный заряд. По ходу романа герой предстает перед нами
как разрушитель жизней и судеб людей. Из-за него лишается крова и погибает
черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и
Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом «честные
контрабандисты», погибает молодой офицер Вулич.
Печорин – человек яркий и
одновременно словно угасший, благородный и эгоистичный, добрый и ничтожный – он
весь соткан из противоречий. Противоречий
своей эпохи... Печорин – ее отражение, носитель лучших и худших веяний того
времени. Трагедия Печорина в том, что он человек как бы промежуточный: он -
этап от Чацкого и Онегина к Базарову и Рахметову. И в этом смысле роман Лермонтова
стал для нас интереснейшим источником изучения российского общества 30-40-х гг
прошлого века.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://mslv.narod.ru