(по роману
М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
В 1839 году в
третьем номере журнала "Отечественные записки" была опубликована
повесть Михаила Лермонтова "Бэла". Затем, в одиннадцатом номере
появилась повесть "Фаталист" и во второй книжке журнала за 1840 год
"Тамань".
В том же году
уже известные читателю три новеллы, повествующие о различных эпизодах жизни
некоего Печорина, вышли в печати как главы романа "Герой нашего времени".
Критика встретила новое произведение неоднозначно: завязалась острая полемика.
Наряду с бурными восторгами Белинского, назвавшего роман Лермонтова
произведением, представляющем "совершенно новый мир искусства",
увидевшего в нем "глубокое знание человеческого сердца и современного
общества", "богатство содержания и оригинальность", в печати
звучали голоса критиков, абсолютно не принявших роман.
Один из самых
ярых противников Лермонтова, некто А. С. Бурачок, утверждал, что образ главного
героя романа "эстетическая и психологическая нелепость", а в самом
произведении "философии, религиозности русской народной и следов
нет". Но как бы мы не оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство, с
которым Лермонтов выписал своего главного героя.
На протяжении
всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть внутренний мир
своего героя Григория Александровича Печорина. Композиционная сложность романа
неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя.
Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не
только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с
остальными персонажами.
В первой части
мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к
Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница
социального положения и возраст. Они люди принципиально различных типов
сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой
приятель явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим
Максимыча Печорин предстает как человек загадочный, таинственный. В главе
"Максим Максимыч" завеса тайны начинает приподниматься. Место
рассказчика занимает давешний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер.
И таинственному герою "кавказской новеллы" придаются какие-то живые
черты, его воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь.
Странствующий офицер не просто описывает Печорина, он дает психологический
портрет. Он человек того же поколения и близкого, вероятно, круга. Если Максим
Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: "... жизнь
моя становится пустее день ото дня... ", то его слушатель принял эти слова
без ужаса как вполне естественные: "Я отвечал, что много есть людей, говорящих
то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду... " И
поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое
может объяснить в том: и "разврат столичной жизни", и "бури
душевные", и "некоторую скрытность", и "нервическую
слабость". Так, загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более
или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении
обнаруживаются общие закономерности. И все же загадка не исчезает,
"странности" остаются. Повествователь отметит глаза Печорина
"они не смеялись, когда он смеялся!" В них рассказчик попытается
угадать "признак или злого нрава, или глубокой потаенной грусти"; и
поразится и блеску: "то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный,
но холодный"; и поежится от "проницательного тяжелого"
взгляда...
Лермонтов
показывает Печорина как человека неординарного, умного, сильного волей,
храброго. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не
может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого
ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной? Печорин сам себе создает
приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, меняя ход вещей
таким образом, что это он приводит к взрыву, к столкновению. Он вносит в жизни
людей свою отчужденность, свою тягу к разрушению. Он действует, не считаясь с
чувствами других людей, не обращая на них внимания. Он эгоист.
Наиболее полно
и глубоко внутренний мир героя раскрывается в главе "Княжна Мери".
Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И
тогда начинается очередной "эксперимент" Печорина. Вся жизнь героя
представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его
постижение истины, природы человека, зла, добра, любви. Именно так и происходит
в случае с Грушницким. Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы
видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это
самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и о звездах на погонах. Он посредственность,
но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость
"драпироваться в необыкновенные чувства", "страсть
декламировать". Он стремиться играть модную среди юношей роль
байронического разочарованного героя, "существо, обреченное каким-то тайным
страданиям". Конечно же, читатель понимает, что это пародия на Печорина!
Поэтому-то он так и ненавистен Печорину. Грушницкий, как человек недалекий, не
понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал
своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое
снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма
проницательным и значительным человеком. "Мне жаль тебя, Печорин, "
вот как разговаривает он в начале романа. Но события развиваются так, как этого
хочет Печорин. Мери влюбляется в него, забыв о Грушницком. Обуреваемый
ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается нам с
совсем другой стороны. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен
быть мстительным, а потом бесчестным, подлым. Тот, кто совсем недавно рядился в
благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Эксперимент
Печорина удался! Здесь с полной силой проявились "демонические"
свойства его натуры: "сеять зло" с величайшим искусством. Во время
дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к лицу со смертью.
Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима, и
Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.
Итак, образ
Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в
центральном герое. Грушницкий кривое зеркало Печорина оттеняет истинность и
значительность страданий этого "страдающего эгоиста", глубину и
исключительность его натуры, доводит качества Печорина до абсурда. Но в
ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая
всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму.
Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой
показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и
разочарованием.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/