(по
роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
В 1839 году в
третьем номере журнала “Отечественные записки” была опубликована повесть Михаила Лермонтова “Бэла”. Затем, в одиннадцатом
номере появилась повесть “Фаталист” и
во второй книжке журнала за 1840 год – “Тамань”. В том же году уже известные читателю три новеллы,
повествующие о различных эпизодах жизни
некоего Печорина, вышли в печати как главы романа “Герой нашего
времени”. Критика встретила новое
произведение неоднозначно: завязалась острая полемика. Наряду с бурными восторгами Белинского,
назвавшего роман Лермонтова
произведением, представляющем “совершенно новый мир искусства”,
увидевшего в нем “глубокое знание
человеческого сердца и современного общества”, “богатство содержания и оригинальность”, в печати
звучали голоса критиков, абсолютно не
принявших роман. Один из самых ярых противников Лермонтова, некто А.С.
Бурачок, утверждал, что образ главного
героя романа – “эстетическая и психологическая
нелепость”, а в самом произведении “философии, религиозности русской
народной и следов нет”. Но как бы мы не
оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство, с которым Лермонтов выписал своего главного героя.
На протяжении
всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть внутренний мир своего героя – Григория
Александровича Печорина. Композиционная
сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа
главного героя. Неоднозначность
характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но
и в соотнесении героя с остальными
персонажами. В первой части мы видим Печорина
глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но
духовно глубоко ему чужд. Их разделяет
не только разница социального положения и
возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных
эпох. Для штабс-капитана, старого
кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча
Печорин предстает как человек
загадочный, таинственный.
В главе “Максим
Максимыч” завеса тайны начинает приподниматься. Место рассказчика занимает давешний слушатель штабс-капитана,
путешествующий офицер. И таинственному
герою “кавказской новеллы” придаются какие-то живые черты, его воздушный и загадочный образ начинает
обретать плоть и кровь. Странствующий
офицер не просто описывает Печорина, он дает психологический портрет. Он
- человек того же поколения и близкого,
вероятно, круга. Если Максим Максимыч
ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: “...жизнь моя
становится пустее день ото дня...”, то
его слушатель принял эти слова без ужаса как вполне естественные: “Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же
самое; что есть, вероятно, и такие,
которые говорят правду...” И поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое
может объяснить в том: и “разврат
столичной жизни”, и “бури душевные”, и “некоторую скрытность”, и
“нервическую слабость”. Так,
загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более или менее типичным человеком своего времени, в
его облике и поведении обнаруживаются
общие закономерности. И все же загадка не исчезает, “странности”
остаются. Повествователь отметит глаза
Печорина “они не смеялись, когда он смеялся!” В них рассказчик попытается угадать “признак - или злого нрава, или глубокой посмеянной грусти”; и поразится и блеску:
“то был блеск, подобный блеску гладкой
стали, ослепительный, но холодный”; и поежится от “проницательного
тяжелого” взгляда... Лермонтов
показывает Печорина как человека неординарного, умного, сильного волей, храброго. Кроме того, его
отличает постоянное стремление к
действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних
и тех же людей. Не от этого ли он не
может быть счастлив ни с одной женщиной? Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь
окружающих, меняя ход вещей таким
образом, что это он приводит к взрыву, к столкновению. Он вносит в жизни людей свою отчужденность, свою тягу
к разрушению. Он действует, не считаясь
с чувствами других людей, не обращая на них внимания. Он эгоист.
Наиболее полно
и глубоко внутренний мир героя раскрывается в главе “Княжна Мери”. Завязкой здесь является встреча Печорина с
Грушницким, знакомым юнкером. И тогда
начинается очередной “эксперимент” Печорина. Вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над
собой и другими людьми. Цель его – постижение
истины, природы человека, зла, добра, любви. Именно так и происходит в случае с Грушницким.
Почему молодой
юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило
бы бороться. Это самый обыкновенный юноша,
мечтающий о любви и о звездах на погонах. Он – посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его
возрасте слабость – “драпироваться в
необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Он стремиться играть
модную среди юношей роль байронического
разочарованного героя, “существо, обреченное
каким-то тайным страданиям”. Конечно же, читатель понимает, что это
пародия на Печорина! Поэтому-то он так
и ненавистен Печорину. Грушницкий, как человек
недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что
тот уже начал своеобразную игру.
Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется
себе весьма проницательным и
значительным человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” – вот как разговаривает он в начале романа. Но события
развиваются так, как этого хочет
Печорин. Мери влюбляется в него, забыв о Грушницком. Обуреваемый
ревностью, негодованием, а затем
ненавистью, юнкер вдруг открывается нам с совсем другой стороны. Он оказывается совсем не таким
безобидным. Он способен быть
мстительным, а потом – бесчестным, подлым. Тот, кто совсем недавно
рядился в благородство, сегодня
способен выстрелить в безоружного человека. Эксперимент Печорина удался! Здесь с полной силой
проявились “демонические” свойства его
натуры: “сеять зло” с величайшим искусством. Во время дуэли Печорин
вновь испытывает судьбу, спокойно стоя
лицом к лицу со смертью. Потом предлагает
Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима, и Грушницкий
погибает, испив чашу стыда, раскаяния и
ненависти до конца.
Итак, образ
Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое.
Грушницкий – кривое зеркало Печорина –
оттеняет истинность и значительность страданий этого “страдающего
эгоиста”, глубину и исключительность
его натуры, доводит качества Печорина до абсурда. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность,
которая всегда заложена в
индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор.
Он лишь с огромной силой показал все
бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/