Отражение революции 1905 года в поэзии Иннокентия Анненского
Отражение революции 1905 года в поэзии Иннокентия Анненского
Отражение революции 1905 года в поэзии Иннокентия
Анненского
Искать
в. лирике Анненского прямолинейно гражданственной было бы наивно.
А.
Федоров
Душа
поэта Анненского слишком нежна и тонка, чтобы создать стихи, подобные булыжнику
на мостовой, который являлся когда-то образом “оружия пролетариата”. И все же,
если идеал поэзии и красоты, очерченный поэтом еще на первых страницах “Тихих
песен”, в общем мистичен и расплывчат, то в том же сборнике есть уже стихи с
четко обозначенной авторской позицией. Например, стихи, посвященные столетию со
дня рождения Пушкина. В них с трагическим пафосом поэт сказал об исторической
миссии поэта и высоком общественном служении Отечеству:
О
нет, Баян не соловей,
Певец
волшебно сладострастный,
Нас
жег в безмолвии ночей
Тоскою
нежной и напрасной. И не душистую сирень Судьба дала ему, а цепи, Снега забытых
деревень, Неволей выжженные степи.
Особенно
мощно гражданский пафос проявился у поэта в последние годы жизни в двух
стихотворениях: “Старые эстонки” и “Петербург”.
“Старые
эстонки” — отклик поэта на революционные события 1905 года. В этом году в
Эстонии против участников протеста действовали карательные отряды царского
правительства. В стихотворении — гневный упрек себе в пассивности, в
неспособности к действию. Поэт разговаривает в кошмарном сне с матерями
казненных и произносит слова, в которых единственный раз проходит мотив
народного гнева и расплаты, ждущей палачей и их молчаливых либеральных
пособников: “Погоди — вот накопится петель, / Так словечко придумаем, скажем”.
В
стихотворении “Петербург” четко высказана мысль об исторической обреченности
российского самодержавия, воплощенного в мрачном образе столицы империи:
А
что было у нас на земле,
Чем
вознесся орел наш двуглавый,
В
темных лаврах гигант на скале, —
Завтра
станет ребячьей забавой.
Недаром
исследователь творчества Блока (самого яркого из символистов поэта революции)
замечал по поводу этих двух стихотворений: “Вероятно, в границах первого
десятилетия XX века в русской поэзии наиболее сильными стихами “гражданского”
плана являются “Старые эстонки” и “Петербург” Анненского. У того же Блока 900-х
годов стихов такой лирической силы, при одновременно ясной гражданственности, конечно,
нет”.
Эти
стихи — мощный порыв гражданственности. И они в поэзии Анненского не случайны,
они гармоничны со всем творчеством поэта поразительной искренностью тона,
отмечавшейся многими критиками. И главное — глубина переживаний. Здесь поэт
Анненский, я считаю, не превзойден ни одним поэтом серебряного века. Столько
совести в стихах, да и в жизни вряд ли было у кого-то другого тогда. А для
человека, тем более поэта с большой совестью, ни одно социальное потрясение не
может пройти незамеченным, тем более такое, как революция.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/