Главное русло русской литературной революции в первой половине
века было таким же, как и на Западе: сентиментализм, романтизм и реализм. Но
облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие
определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и
выдвижением новых - тех, которые западноевропейская литература не знала или
почти не знала.
И для развившегося позднее русского романтизма в течение
долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями “Бури и
натиска” или “готического романа”, но и Просвещения. Последнее особенно
осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский,
он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под
знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко
перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.
Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в
русском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки
литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 -
1815), период зрелости (1816 - 1825) и период его послеоктябрьского развития.
Это примерная схема, т.к. по крайней мере два из этих периодов (первый и
третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное
единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского
романтизма в Германии.
Начальный период русского романтизма: поэзия Жуковского и
Батюшкова. То обстоятельство, что переданное ими настроение разочарования еще
осталось в рамках сентиментального элегизма и не достигло ступени отчуждения,
резкой вражды и разрыва с действительностью, позволяет видеть в их творчестве
самые первые шаги романтизма. Но несомненна разница - у Жуковского “жалобы на
несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии,
которое Бог знает в чем состояло” (Белинский), томительное стремление “туда!”,
прелесть воспоминаний и неотчетливых видений - чувства, текучая и неуловимая
жизнь сердца, “романтизм средних веков”, как это называли; у Батюшкова -
эпикуреизм, радость бытия, упоение чувственности, пластичность и изящная
определенность формы - сходство с классической литературой античности.
Следующий период русского романтизма более целен и определен,
потому что одно лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор
“Южных поэм”. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были
выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта.
Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его,
например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” (термин
В. Жирмунского) главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и
конкретизация мотивов отчуждения.
Единство и цельность же последующей романтической эволюции
настолько условны, что проблематично само понятие “период”. В это время (кон.
20-х - 40-е гг.) романтическое движение распадается на множество параллельных
потоков: философская поэзия любомудров, философская проза В.Ф. Одоевского (цикл
“Русские ночи”, 1844), поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, каждая
оригинальна по-своему, и Гоголь как автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и
Лермонтов. Можно считать, что в лирике, поэмах и драме “Маскарад” Лермонтова
русский романтизм достиг высшей точки своего развития. Высота эта определяется
предельным развитием романтического конфликта, углублением его диалектики, в
частности, сопроникновением противоположных начал (добра и зла), острой
постановкой субстанциональных проблем бытия.
Наряду с синхронной периодизацией, которая достаточно условна,
распространено и диахронное рассечение романтизма на две ветви: активный и
пассивный романтизм, или гражданский и психологический. Это деление также
довольно условно в отношении художественных моментов произведения, а не идейных
устремлений писателя - например, поэма К. Рылеева “Войнаровский” не менее
психологична, чем лирика Жуковского, хотя творчество Жуковского относят к
психологическому романтизму, а Рылеева -к гражданскому.
К началу второго десятилетия романтизм занимает ключевое место
в динамике литературных направлений в России, обнаруживая более или менее полно
свое национальное своеобразие. Рискованно сводить это своеобразие к какой-либо
черте или даже к сумме черт; перед нами скорее направление процесса, а также
его темп, его форсированность - если сравнивать русский романтизм с “романтизмами”
европейских литератур.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru