Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина
Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина
Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина.
«Изба с
заколоченными ставнями» так назывался публицистический очерк В. Распутина,
вышедший в журнале "Наш современник" в 1988г. Об истоках русского
национального характера, о причинах тех бед, которые обрушились на нашу страну,
размышляет писатель. Доступно и лаконично В. Распутин высказывает в очерке одну
простую истину, истоки национального характера в деревне. Сохраним самобытный,
богатый народными традициями крестьянский уклад сохраним и Россию. С болью в
сердце писатель говорит о разрушении народных устоев, об исчезновении деревни.
Эту тему можно считать основной в творчестве Распутина.
В 1989 г в
журнале "Наш современник " был опубликован рассказ "Изба".
Как и в большинстве других произведений этого писателя, действие здесь
происходит в деревне. Главные герои «Избы» люди пожилые. Рассказ заставляет
обратиться к нашим истокам. Сегодня человеку, пожалуй, недостает того, чем
богаты герои рассказа: духовности, верности традициям, по-настоящему
родственных связей. Но, с другой стороны, мы получаем столько удобств, всякого
рода возможностей, перспектив, идя по пути прогресса. Что же важнее: духовные
или материальные ценности? Где, правда? На глобальные вопросы лучше всего
отвечает жизнь. Для самого Распутина очень важно помнить историю и любить свою
родину. Быть может, это звучит банально, но сердце писателя сжимается от боли
при виде общества, которое "поменяло смысл жизни" и теряет Бога.
Он очень
бережно относится к национальному наследию. Особенно дорого писателю имя
Пушкина: именно он многих «привел к Отечеству, опалил его сладким дымом, указал
на святость вековых камней». В прошлом веке люди тоже испытывали «возбужденный
зуд отлепиться от национального тела». И заслуга великого поэта, помимо всего
прочего, в том, что он сумел вовремя разглядеть эту опасность и отказаться от
подобных идей. Возможно, именно поэтому его и называют светочем русской
культуры, что больше всего Пушкин любил и ценил свое, родное. Этим он и близок
каждому русскому человеку, в том числе и Распутину. Умение дорожить народными
традициями писатель ценит и в своих стариках-героях рассказов и повестей.
Почему всегда
старики? По словам Распутина "наедине с природой и трудами они всю жизнь
при истине и Боге, они не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым
весям, учениям и страстям".
Таковы герои и
в рассказе "Изба". Сюжет его, на первый взгляд довольно прост. Из-за
грядущего затопления всех людей из деревень, стоящих на Ангаре, заставляют
переехать. Эта же участь постигает и Агафью, женщину лет пятидесяти, живущую в
Криволуцкой. А дальше идет подробное описание того, как она то в одиночку, то с
чьей-то помощью возводит свою избу на новом месте. Из-за этого, казалось бы,
незначительного события круто меняется жизнь Агафьи. Она потеряла все, что
давало ей опору, уверенность в будущем. А теперь, оказавшись в стороне от своих
односельчан, эта женщина выглядит совершенно несчастной, выбитой из колеи. Она
каждый вечер бегает ночевать в Криволуцкую. Родной дом, вернее, то, что от него
осталось. Ангара, тайгавсе это придает ей силы, помогает преодолеть страх. И
уже с энергией, которой позавидовали бы молодые, Агафья возводит заново свою
избу. Но как эта изба строится из старых бревен, так и жизнь героини возводится
на прежних началах и принципах. Она никак не может понять условий нынешней
жизни и принять их. Почему молодежь уезжает из деревни, бросает "могилы и
старину"? И это непонимание усиливает ее душевную боль, личную трагедию.
Дочь Ольга одна из первых переехала в город, когда ей было пятнадцать лет.
Потом родила ребенка без отца и в итоге спилась. Какой жестокий пример и урок
дала жизнь всем деревенским девчонкам, раньше завидовавшим Ольге. Да разве
только им? Чтобы твердо стоять на ногах нужно держаться корней вот простая
мудрость, о которой в наши дни забыли. Помнят о ней лишь герои рассказа Агафья
да Савелий, такой же одинокий старик. Сладкими воспоминаниями всплывают в их
сознании картины прошлого, когда вечером, сидя у огня, пели песни, рассказывали
сказки да "ужасти", как топили печь по-старинке. Есть в этом что-то
волшебное, притягательное, задевающее за живое, что-то очищающее душу, лечащее
ее. Где сегодня встретишь такое? Плоды прогресса, как приемник, и телевизор,
«убивает родную песню чужеголосьем», издеваются над душой. А душа, по мнению В.
Распутина, христианка. Для нее "нет ничего целебнее печали, нет ничего
слаще ее и сильнее, она вместе с терпением вскормила в нас необыкновенную
выносливость". Эта святая печаль, "неохватно-спокойная,
проникновенная, нежная". Ею пронизано сердце Агафьи. А героиню силой
вталкивают в новую жизнь, чужую и непонятную, где ее духовным ценностям нет
места. То же переживает и Савелий. По выражению Агафьи, "было в нем что-то
дальнее", оттуда, из прошлого, основательное, надежное... Но и он не
выдержал, подался уговорам родственникам и уехал в райцентр. Как ни трудно было
герою это сделать, он порвал связь с землей, с "могилами и стариной".
Но "у одного стебля корни дважды не отрастают". Узнала Агафья, что
Савелий вскоре умер от рака. Героиня же до конца несла свой крест, ни секунды
себя не жалея.
Когда она
лежала в больнице, ей приснился сон о том, что ее похоронили не в гробу, а в
избе. И, словно в награду ей, происходит чудо, подобное тем, что были в
сказках, услышанных ею в детстве. Можно сказать, что сон оказался пророческим.
После смерти
Агафьи умерло ее пристанище. "Изба осталась сиротой. Зиму простояла она
безжизненной -ни дымка, ни огонька, с закрытыми наглухо окнами, оцепеневшая.,
бездушная, холодная, скорбная. . . умершая безмогильно". Наводила она
"на живых тяжелую тоску". А когда "кто-то догадался открыть
ставни" и "дать свет в окошки", "...задышала изба,
очнулась, натянулась., вся, подставила солнцу маленькие ослепшие глаза.,
заслезились, принимая тепло, и за два дня скинула с себя смертельный вид.
Господи! крестились бабы, оборачиваясь на избу. Будто Агафья воротилась".
Теперь около нее, как прежде ночи у огня, печалятся старухи, отходя душой. К
вместе с избой живет память о русской женщине.
Поэтому так и
называется произведение Распутин а, повествующее о судьбе Агафьи. Образ избы
является ключевым в рассказе. Он одухотворен. Писатель говорит нам о рождении,
жизни, смерти и воскрешении Дома. Изба была "зачата", осталось только
выносить да родить". И после того, как она была построена, Агафья
"лелеяла " ее: "по старинке скребла половицы косарем и натирала
их песочком... " Когда хозяйка умерла, "изба осталась сиротой".
"Снег завалил ее сверху и снизу". Так и "коченела" она до
тех пор, пока ей не дали света. А по теплу стали заходить к ней старухи. И
"как бы сразу оказывались в другом мире, где царят "покой, сладкая н
далеко уходящая задумчивость", в которой "неслышно и согласно
беседуют одни только души". Как нимб, над Агафьиной избой "висело
тонкое, прозрачное зарево из солнечного и лунного света".
Но время идет.
Старушек, посещающих дом Агафьи, становится все меньше и меньше. "Год от
года ужимается в поселке жизнь". Ветшает внешне и сам Дом. Мир вокруг него
находится на грани катастрофы. Недаром в описание избы в, финале рассказа
введен библейский мотив: "... видно было от нее на все четыре стороны
света". Это уже предвестие Страшного суда. Бездуховный, погрязший, в
мелочах, мир не думает о нем. Но Агафьин Дом вбирает внутрь себя и хранит все
самое святое: святую печаль, страдание, подвижничество, представление о
совести. Поэтому описание избы накануне катастрофы начинают и заканчивают
рассказ. В первом из них большое количество конкретных деталей. Она
"почерневшая", "осевшая на левый затемненный угол",
постаревшая "до дряхлости", с оконными стеклами, забитыми пылью. Но
из последних сил держит
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/