Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века
Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века
Особенности композиции одного из произведений русской
литературы XIX века
Композиция и смысл художественного произведения (На
примере рассказаН. Толстого «После бала»)
Говорят,
что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в
математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест
слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять
на восприятие смысла. Вообще то, как читатель понимает произведение, во многом
зависит от построения текста. Ярчайший пример — «Герой нашего времени» М. Ю.
Лермонтова. Казалось бы, с точки зрения внутренней хронологии все абсолютно
запутано, но если выстроить все части романа в «правильном» порядке, то
получается совсем другая картина. Кажущаяся бессмысленной «запутанность» на
самом деле есть результат сознательных, обдуманных и тщательно рассчитанных
усилий автора.
Но
вовсе не обязательно брать для примера большой роман. Важность композиции может
быть доказана практически любым произведением художественной литературы. К
примеру, рассказ Л. Н. Толстого «После бала» (1903) построен как «рассказ в
рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как
добавляет автор, искренний и правдивый человек — Иван Васильевич в разговоре с
друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от
влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он
сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои
которого — Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич.
Таким
образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования мы
уже узнаем о том, что эпизод, о котором нам сейчас расскажут, имел огромное
значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям
реалистичность: мы начинаем верить, что это действительно было, и было так, а
не иначе. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Вообще, судя по
описанию, Иван Васильевич заслуживает доверия. Он рассказывает о случившемся с
ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и
упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».
Таким
образом, на примере рассказа «После бала» видна важность композиции
произведения для понимания смысла. Здесь композиция имеет очень большое
значение и влияет на восприятие рассказа читателями. Так что сумма все-таки
меняется
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru