Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Основные темы и проблемы в романе Булгакова
"Мастер и Маргарита".
Талант художника был у Булгакова от бога. И то,какое
этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами
окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер
с копытом ", но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и
Маргарита".
Все, что пережил Булгаков на своем веку - и
счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и
весь талант отда- вал он этому роману. "Мастер и Маргарита" -
творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то
сплав гоголевской сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого,
смешного и лири- ческого.
Булгаков писал
"Мастера и Маргариту" как исторически и психо- логически достоверную
книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим
документом той примечательной эпохи. И в то же время это многомысленное
повествование обращено в будущее, явля- ется книгой на все времена, чему
способствует ее высочайшая художест- венность. Есть основание предположить, что
автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
В романе
"Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода твор- ческой фантазии и
одновременно строгость композиционного замысла. Са- тана правит великий бал, а
вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там
прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают,
приспосабливаются, предательству- ют вполне земные граждане, населяющие Садовые
и Бронные улицы 20-х-30-х годов нвшего века. Смех и печаль, радость и боль
перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации,
кото- рая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть
лири- ко-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчело-
вечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодо- лением
бесчеловечности, порывом к свету и добру.
События в
"Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в час небывало
жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столи- це появляются
Сатана и его свита.
Дьяволиада,
один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мас- тере и Маргарите",
играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером
гротескно-фантастического, сатирического обна- жения противоречий живой
действительности . Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая
глумливость и непорядочность.
Сама идея
поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющие те
силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской.
Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать
должное Мастеру и Маргарите, сохра- нившим верность друг другу и любовь,
покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по
законам добра, они предстанут перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в
сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить
справедливость. В этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру
его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия.
Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера,
переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая
мысль о том, что противоборство добра со злом - вечно, оно кроется в самих
обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные поры- вы и
порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.
Фантастический
поворот дела позволяет писателю развернуть пе- ред нами целую галерею
персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью.
Внезапная встреча с нечистой силой выворачи- вает наизнанку видимость всех этих
берлиозов, латунских,майгелей, ни- каноров ивановичей и прочих. Сеанс черной
магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в
буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.
Не дьявол
страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожа- луй, для Булгакова
действительно не существует, как не существует бо- гочеловека. В его романе
живет иная, глубокая вера в исторического че- ловека и в непреложные
нравственные законы. Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека
и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием,
проявление которого можно легко ус- мотреть в бесславной гибели начитанного, но
бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.
И Мастер,
главный герой булгаковской книги, создавший роман о Христе и Пилате, тоже далек
от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана на историческом
материале книга огромной пси- хологической выразительности. Этот роман о романе
как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все
последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.
Мастер в
романе не смог одержать победу. Сделав его победите- лем, Булгаков нарушил бы
законы художественной правды, изменил бы сво- ему чувству реализма. Но разве
пессимизмом веет от финальных страниц книги? Не забудем: на земле у Мастера
остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший бездомный; на земле у Мастера
остался роман, которому суждена долгая жизнь.
"Мастер и
Маргарита" - сложное произведение. О романе уже ска- зано много, а будет
сказано еще больше. Существует множество толкова- ний знаменитого романа. О
"Мастере и Маргарите" еще много будут ду- мать, много писать.
"Рукописи
не горят", -произносит один из героев романа. Булга- ков пытался сжечь
свою рукопись, но это не принесло ему облегчения.
Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть.
Рукопись была восс- тановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро
обрела чита- телей во многих странах мира.
Ныне
творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслу- женное признание,
стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако да- леко не все осмыслено и
освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его
творения и открыть новые ценности, таящи- еся в глубинах.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/