Основные идейные мотивы ранних произведений М.Горького
Основные идейные мотивы ранних произведений М.Горького
Основные
идейные мотивы ранних произведений М.Горького
Прежде чем
начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для
чего написать.
A.M. Горький
Раннее
творчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого
писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а
другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного
творчества А.М. Горького. Ранние его произведения — романтические песни и
легенды — оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом.
Красивы герои
этих рассказов. И не только внешне— они отказываются от жалкой участи служения
вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл. Герои ранних произведений A.M.
Горького мужественны и самоотверженны (“Песня о Соколе”, легенда о Данко), они
прославляют активность, способность действовать (образы Сокола, Буревестника,
Данко).
Одним из
наиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является рассказ “Старуха
Изергиль” (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы
обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым
целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную
ценность человеческой личности.
И упреком
бескрылой, скучной жизни людей, упреком многим поколениям, без следа
исчезнувшим с лица земли, звучат слова старухи Изергиль: “В жизни, знаешь ли
ты, всегда есть место подвигам. И те, которые... не понимают жизни, каждый
захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы
людей бесследно”. Эти слова проясняют смысл легенды о Ларре, помогают лучше
понять мятежную душу Изергиль, и от них тянется ниточка повествования к легенде
о смельчаке Данко. Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая
трагическую тень на ее собственную жизнь.
Мотивы подвига
во имя народа не новы в русской литературе, но мысль о том, что счастливым
становится человек, отдавший жизнь за народ, — это было тем новым, что
прозвучало в русской литературе накануне XX, революционного, столетия.
Мещанство,
осторожное, серое, рутинное, вечно боящееся, “как бы чего не вышло”,
запирающееся в беликовский “футляр” или в нору премудрого пескаря, всегда
стояло на пути смелых и гордых, тормозило движение вперед. Именно его обличает
Горький образом “осторожного человека”. Но “осторожный человек” просчитался —
навсегда сохранилась память о бессмертном подвиге Дан ко, и его сердце
засверкало тысячами искр в красивой легенде, созданной человеческой фантазией,
перед которой меркнет серая и будничная действительность. ^
В 1895 году
Горький пишет свою “Песню о Соколе”. В контрастных образах Ужа и Сокола
воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество
борца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которого
гниет в мещанской самоуспокоенности. Горький выносит беспощадный приговор
обывательско-мещанскому благополучию: “Рожденный ползать — летать не может”. В
этом произведении Горький поет песню “безумству храбрых”, утверждая его как
“мудрость жизни”.
Горький считал,
что с организацией “здорового трудящегося народа — демократии” утвердится
особая духовная культура, при которой станет “жизнь — радостью, музыкой; труд —
удовольствием”. Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя о
счастье “жить на земле”, где должна наступить “новая жизнь в новом веке”. Такое
романтизированное ощущение эпохи и выразила “Песня о Буревестнике” (1901). В
этом произведении романтическими средствами была раскрыта личность,
ниспровергающая застойный мир. В образе “гордой птицы” сосредоточены все
дорогие автору проявления чувств: смелость, сила, пламенная страсть,
уверенность в победе над скудной и скучной жизнью. Буревестник соединяет в себе
воистину небывалые способности: взмыть ввысь, “пронзить” мрак, призвать бурю и
насладиться ею, увидеть и за тучами солнце. А сама буря — как их реализация.
Всюду и всегда
A.M. Горький стремился к возрождению природой данных основ человеческого бытия.
В ранних романтических произведениях Горького заложено и запечатлено
пробуждение человеческой души — самое прекрасное, чему всегда поклонялся
писатель.
Любовь к
сильной личности, противостояние героев и толпы, ненависть к мещанскому быту,
красота природы — вот основные идейные мотивы ранних произведений писателя.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/