В изучении морфологического строя русского языка можно
условно выделить четыре периода.
Первый период (сер. XVIII - сер. XIX в.) связан с именем М.
В. Ломоносова, который в своей "Российской грамматике" впервые дал
систематическое описание морфологии русского языка: до Ломоносова предметом
изучения был, как правило, церковнославянский язык. Терминология, используемая
Ломоносовым, очень близка к современной лингвистической терминологии.
Грамматика Ломоносова почти на столетие определила характер развития русской
морфологической науки. Идеи Ломоносова развивались А. X. Востоковьм, В. Г.
Белинским и др. В этот период русская морфологическая наука сформировалась как
особая лингвистическая дисциплина. Однако недостатком многих грамматических
работ того времени было нечеткое разграничение категорий грамматики и логики.
Огромное значение для такого разграничения имели работы Ф. И. Буслаева, особенно
его "Опыт исторической грамматики русского языка" (1858). Указав на
самостоятельность грамматики по отношению к логике, Буслаев, однако, не смог до
конца выйти за рамки логического направления, за что его впоследствии резко
критиковал А. А. Потебня.
Второй период в изучении русской морфологии отмечен
стремлением исключить смешение грамматики и логики, при этом одни ученые при
анализе морфологических явлений больше внимания уделяли смысловой стороне этих
явлений, другие же - формальной стороне. Существенный вклад в изучение
грамматической семантики (значения глагольного вида, падежей имени
существительного и др.) внес А. А. Потебня. Идеи Потебни изложены в его
основном труде "Из записок по русской грамматике" (т. 1-4, опубл.
1874-1941). С именем Ф. Ф. Фортунатова, основателя Московской лингвис-тической
школы, связано "формальное" направление в изучении грамматики. При
анализе морфологических явлений ученые фортунатовской школы обращали внимание
не на значения, а прежде всего на формальные средства.
После Великой Октябрьской социалистической революции
начинается третий этап в развитии русской морфологической науки. Для многих
ученых становится ясно, что не следует изучать грамматические значения и их
формальные средства выражения изолированно, как это нередко наблюдалось в
трудах Потебни и Фортунатова (и особенно некоторых их учеников). В 20-40-е годы
ставится задача объединения лучших достижений школ Потебни и Фортунатова,
рассмотрения грамматических явлений как диалектического единства формы и
содержания; в постановке такой задачи - историческое значение данного периода в
изучении русской морфологии (труды Л. В. Щербы, А. А. Шахматова, А. М.
Пешковского и др.). Именно тогда В. В. Виноградов точно определил морфологию
как грамматическое учение о слове, анализирующее и форму, и семантику слова.
Четвертый этап в развитии отечественной морфологической
науки - с начала 50-х годов по настоящее время. Этот этап, органически
связанный с предшествующим, отмечен и рядом специфических черт:
1) благодаря исследованиям В. В. Виноградова, Н. М.
Шанского, Е. А. Земской и др., показавшим Принципиальные отличия
словообразования от морфологии, словообразование было выделено в качестве
особой дисциплины; следовательно, был существенно уточнен предмет морфологии;
2) были детально описаны правила русского словоизменения
(см.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М.,
1977);
3) были получены принципиально важные результаты в изучении
грамматической семантики (труды Н. С. Поспелова, Ю. С. Маслова и др.);
4) впервые было предпринято изучение русской морфологии на
основе массовых опросов носителей русского языка (см.: Русский язык и советское
общество: Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. М.,
1968; Русский язык по данным массового обследования. М., 1974);
5) успешно решается задача описания русской морфологии в
новом направлении: не "от форм к значению" (т. е. по линии выяснения
того, какие значения выражаются данной грамматической формой), а "от
значения к форме" (А. В. Бондарко и др.), т. е. выясняется, какими
языковыми средствами может быть выражено данное грамматическое значение
(например, значение времени, модальности и пр.); на необходимость таких
исследований указывали еще Щерба и Виноградов;
6) наконец, именно в этот период предпринимаются успешные
попытки ознакомления широкой общественности с достижениями советской
грамматической науки. В частности, издаются академические грамматики русского
языка, сочетающие точность научной интерпретации языковых явлений с простотой,
общедоступностью изложения (см.: Грамматика русского языка/Под ред. В. В.
Виноградова и др., М., 1952-1954. Т. 1-2; Русская грамматика/Под ред. Н. Ю.
Шведовой и др. М., 1980. Т. 1-2).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://rusjaz.da.ru/