Оноре де Бальзак (1799-1850), французский писатель. Эпопея «Человеческая
комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими
персонажами: роман «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830-31),
«Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-35), «Цезарь Биротто» (1837),
«Утраченные иллюзии» (1837-43), «Кузина Бетта» (1846). Эпопея Бальзака —
грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества.
* * *
Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799, умер 18 августа 1850, французский
писатель.
Происхождение
Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса (впоследствии изменивший фамилию на
Бальзак), выходец из богатой крестьянской семьи, — служил по ведомству
военного снабжения. Воспользовавшись сходством фамилий, Бальзак на рубеже
1830-х гг. стал возводить свое происхождение к дворянскому роду Бальзак
д'Антрег и самовольно прибавил к своей фамилии дворянскую частичку «де».
Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и изменяла ему; младший брат
писателя Анри, «любимчик» матери, был побочным сыном владельца соседнего
замка. Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака-романиста к
проблемам брака и адюльтера объясняется не в последнюю очередь атмосферой,
царившей в его семье.
Биография
В 1807-13 Бальзак — пансионер коллежа в городе Вандом; впечатления этого
периода (интенсивное чтение, ощущение одиночества среди далеких по духу
одноклассников) отразились в философском романе «Луи Ламбер» (1832-35). В
1816-19 он учится в Школе права и служит клерком в конторе парижского
стряпчего, но затем отказывается от продолжения юридической карьеры. 1820-
29 — годы поисков себя в литературе. Бальзак выпускает под разными
псевдонимами остросюжетные романы, сочиняет нравоописательные «кодексы»
светского поведения. Период анонимного творчества кончается в 1829, когда
выходит в свет роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году». В то же время
Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни, которые,
начиная с 1830, издаются выпусками под общим названием «Сцены частной
жизни». Эти сборники, а также философский роман «Шагреневая кожа» (1831)
приносят Бальзаку громкую славу. Особенно популярен писатель среди женщин,
благодарных ему за проникновение в их психологию (в этом Бальзаку помогла
его первая возлюбленная, замужняя женщина старше его на 22 года, Лора де
Берни). Бальзак получает от читательниц восторженные письма; одной из таких
корреспонденток, написавшей ему в 1832 письмо за подписью «Иностранка»,
была польская графиня, российская подданная Эвелина Ганская (урожденная
Ржевуская), через 18 лет ставшая его женой Несмотря на огромный успех,
которым пользовались романы Бальзака 1830-40-х гг., жизнь его не была
спокойной. Необходимость расплатиться с долгами требовала интенсивной
работы; то и дело Бальзак затевал авантюры коммерческого толка: отправлялся
на Сардинию, надеясь купить там по дешевке серебряный рудник, покупал
загородный дом, на содержание которого у него не хватало денег, дважды
основывал периодические издания, не имевшие коммерческого успеха. Умер
Бальзак через полгода после того, как сбылась его главная мечта, и он
наконец женился на овдовевшей Эвелине Ганской.
«Человеческая комедия». Эстетика
В обширное наследие Бальзака входит сборник фривольных новелл в «старо
французском» духе «Озорные рассказы» (1832-37), несколько пьес и огромное
количество публицистических статей, однако главное его создание —
«Человеческая комедия». Объединять свои романы и повести в циклы Бальзак
начал еще в 1834. В 1842 он начинает выпускать под названием «Человеческая
комедия» собрание своих сочинений, внутри которого выделяет разделы: «Этюды
о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Объединяют все
произведения не только «сквозные» герои, но и оригинальная концепция мира и
человека. По образцу естествоиспытателей (прежде всего Э. Жоффруа Сент-
Илера), которые описывали виды животных, отличающиеся друг от друга
внешними признаками, сформированными средой, Бальзак задался целью описать
социальные виды. Их многообразие он объяснял разными внешними условиями и
различием характеров; каждым из людей правит определенная идея, страсть.
Бальзак был убежден, что идеи — это материальные силы, своеобразные флюиды,
не менее могущественные, чем пар или электричество, и потому идея может
поработить человека и привести его к гибели, даже если социальное его
положение благоприятно. История всех главных бальзаковских героев — это
история столкновения владеющей ими страсти с социальной действительностью.
Бальзак — апологет воли; только если у человека есть воля, его идеи
становятся действенной силой. С другой стороны, понимая, что противоборство
эгоистических воль чревато анархией и хаосом, Бальзак уповает на семью и
монархию — социальные установления, цементирующие общество.
«Человеческая комедия». Темы, сюжеты, герои
Борьба индивидуальной воли с обстоятельствами или другой, столь же
сильной страстью, составляют сюжетную основу всех наиболее значительных
произведений Бальзака. «Шагреневая кожа» (1831) — роман о том, как
эгоистическая воля человека (материализованная в куске кожи, уменьшающемся
от каждого исполненного желания) пожирает его жизнь. «Поиски Абсолюта»
(1834) — роман о поисках философского камня, в жертву которым
естествоиспытатель приносит счастье семьи и свое собственное. «Отец Горио»
(1835) — роман об отцовской любви, «Евгения Гранде» (1833) — о любви к
золоту, «Кузина Бетта» (1846) — о силе мести, уничтожающей все вокруг.
Роман «Тридцатилетняя женщина» (1831-34) — о любви, ставшей уделом зрелой
женщины (с этой темой творчества Бальзака связано закрепившееся в массовом
сознании понятие «женщина бальзаковского возраста»).
В обществе, каким его видит и изображает Бальзак, добиваются исполнения
своих желаний либо сильные эгоисты (таков Растиньяк, сквозной персонаж,
впервые появляющийся в романе «Отец Горио»), либо люди, одушевленные
любовью к ближнему (главные герои романов «Сельский врач», 1833, «Сельский
священник», 1839); люди слабые, безвольные, такие, как герой романов
«Утраченные иллюзии» (1837-43) и «Блеск и нищета куртизанок» (1838-47)
Люсьен де Рюбампре, не выдерживают испытаний и гибнут.
Французская эпопея 19 в.
Каждое произведение Бальзака — это своеобразная «энциклопедия» того или
иного сословия, той или иной профессии: «История величия и падения Цезаря
Биротто» (1837) — роман о торговле; «Прославленный Годиссар» (1833) —
новелла о рекламе; «Утраченные иллюзии» — роман о журналистике; «Банкирский
дом Нусингена» (1838) — роман о финансовых аферах.
Бальзак нарисовал в «Человеческой комедии» обширную панораму всех сторон
французской жизни, всех слоев общества (так, в «Этюды о нравах» вошли
«сцены» частной, провинциальной, парижской, политической, военной и
сельской жизни), на основании чего позднейшие исследователи начали
причислять его творчество к реализму. Однако для самого Бальзака важнее
была апология воли и сильной личности, сближавшая его творчество с
романтизмом.