«Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить»
«Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить»
«Он человек был — человек во всем; ему подобных мне
уже не встретить»
Трагедия
«Гамлет» стала первой из «великих трагедий» У. Шекспира. Основной идеей
произведения является мысль о том, что человечество утратило свой высочайший
смысл, слово «человек» перестало быть обозначением высшей ценности, высшей
похвалы. Свое стремление спасти мир, восстановить величие человека автор
воплотил в образе своего героя — принца Гамлета. Великий драматург ставит перед
читателями вопрос — можно ли мириться с несправедливостью, злом, или же
необходимо встать на борьбу с пороками общества.
Мысль
о былом величии человека звучит уже с первых страниц, в словах Гамлета об его
отце:
Он
человек был в полном смысле слова.
Уж
мне такого больше не видать!
Герой
с горечью сознает, что подобных людей уже не встретить в его окружении:
благородство и честь гибнут под натиском подлости, корысти и эгоизма.
Возвышенная душа принца страдает в трагическом столкновении идеалов с
действительностью. Мы видим, как разрываются его связи с близкими людьми и,
более того, с самим собой, с миром убеждений, представлений, идеалов, веры, —
миром, в котором он жил раньше. Наделенный проницательным УМОМ, Гамлет сразу же
видит «подлую игру» и «злые дела», происходящие в королевстве. Он осознает, что
его бывшие друзья стали шпионами нового короля. Из-за их предательства герой
теряет веру в дружбу и преданность. Именно поэтому Гамлет без сожаления
отправляет их на смерть, которая, при их же невольном участии, была уготована
ему самому. Повсюду вокруг себя принц чувствует ложь, угодничество и
предательство. Он без труда отличает истинную скорбь от притворной, и потому
так дерзок его разговор c Гертрудой и Клавдием:
...Ни
мрачность
Плаща
на мне, ни платья чернота,
Ни
хриплая прерывистость дыханья.
Ни
слезы в три ручья, ни худоба,
Ни
прочие свидетельства страданья
Не
в силах выразить моей души.
Вот
способы казаться, ибо это
Лишь
действия, и их легко сыграть,
Моя
те скорбь чуждается прикрас
И
их не выставляет напоказ.
Он
смело обвиняет мать в поспешном браке с ничтожным человеком, что воспринимается
им как моральная нестойкость, уступка плотским желаниям. Поступок королевы
положил начало его полному разочарованию в человеке, и особенно в женщине;
разрушил его собственную любовь. В холодности Офелии, во всем покорной своему
отцу, Гамлет видит женское кокетство. Он также сознает явное угодничество придворных,
стремящихся заслужить милости от короля. Главный вывод о развращенности света
герой делает после встречи с призраком:
Что
можно улыбаться, улыбаться
И
быть мерзавцем...
Первым
побуждением Гамлета было уйти из жизни, порвав таким образом связи с беспросветным
злом. Однако он чувствует свою ответственность за судьбу страны, понимает, что
мир необходимо исправить, и сделать это нужно здесь, на земле. Сам Гамлет еще
сохранил в своей душе чистые чувства: он способен к глубокой и верной дружбе,
горячо любит Офелию, испытывает теплые и нежные чувства к матери. Из его
монологов и высказываний открываются искренние личные переживания, страдания и
отзывчивость его сердца, хотя и выраженные часто с горячностью и сарказмом.
Например, в его резкости с матерью скрыта не столько злоба, сколько желание
вырвать ее из рук убийцы, пробудить нравственное начало в ее душе.
Гамлет
играет роль безумца, однако не только для того, чтобы обмануть Клавдия и его
шпионов, но и для того, чтобы иметь возможность свободно выражать свое
негодование и скорбь, не опасаясь подозрений. Он решил мстить, и его месть —
это попытка исправить мир, погрязший во зле и пошлости. И все же он медлит. Но
причины его промедления кроются не в слабости или трусости — мы имели
возможность не раз убедиться в том, что этих качеств нет в характере героя. Он
колеблется, в основном, из-за осознания непосильности подобной задачи для
одного человека, даже самого могучего и
решительного. Именно этим объясняются его постоянные размышления, сомнения,
погружение в глубины своего отчаяния. В этих противоречиях и заключается вся
душевная трагедия Гамлета.
Финал
трагедии отражает твердую уверенность автора в том, что участь каждого человека
является результатом взаимодействия его характера и окружающих обстоятельств.
Шекспир показывает, как лучшие, благородные, умные и одаренные люди, сердца
которых наполнены стремлением к лучшему, к высшим человеческим ценностям,
гибнут под натиском темных сил.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/