Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918
года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно
времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция
1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать,
что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным
впечатлением была написана поэма “Двенадцать”.
Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в
поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо
представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское
восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции
в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер — На всем божьем свете! Завивает ветер Белый
снежок.
Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка! В
этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда
всякий может “подскользнуться” на “ледке” революции, захваченный врасплох
ураганом перемен.
В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой
пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна
стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах
русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять
мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где
автор говорит о “мировом пожаре” — символе вселенской революции. И этот “пожар”
обещают раздуть двенадцать красноармейцев: Мы на горе всем буржуям Мировой
пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови! Эти двенадцать
красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им
поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь,
насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает
тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему
вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить,
нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить
задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через
хаос, кровь.
В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати
красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны,
А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще
большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки
Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события,
любовь, ревность, страсть - вечные чувства, которые руководят поступками
человека.
Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы
старухи, попа, буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например,
старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката
“Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох,
большевики загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу,
“матушку-заступницу”. Для нее важны насущные проблемы, а не революция: На
канате — плакат: “Вся власть Учредительному Собранию!” Старушка убивается —
плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный
лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят...
Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою
судьбу, за сбою дальнейшую жизнь: Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй
на перекрестке В воротник упрятал нос.
А вон и длиннополый - Сторонкой - за сугроб...
Что нынче невеселый, Товарищ поп? Старый, отживший,
ненужный мир в поэме представлен также как “безродный”, “холодный” пес, который
едва плетется за двенадцатью красноармейцами: ...Скалит зубы.— волк голодный —
Хвост поджал — не отстает — Пес холодный - пес безродный...
Впереди - Исус Христос.
Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление
кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его
образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только
оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом
очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам,
к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати
красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с
Христом.
Революционный Петербург, в котором разыгрываются
“вселенские стихии”, олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил
ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика
цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер,
черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой — белый снег,
Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено
белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается
мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного
конца, с другой стороны -символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с
образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.
Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать”
Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового
человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта,
истинный смысл революции.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.coolsoch.ru/