Образ времени в одном из произведений литературы XX века
Образ времени в одном из произведений литературы XX века
Образ
времени в одном из произведений литературы XX века
Время– это
особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим
на реальное время. Так, писатель может
"сжимать" время, ограничиваясь короткой фразой, например:
"Прошло три года", а может
"останавливать" мгновение, подробно описывая вспышку молнии
или полет стрелы. Очень часто художественное время помогает лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл
произведения.
У Ч. Айтматова
образ времени – важнейший элемент его художественно-философской концепции.
Начиная с "Белого парохода" в
творчестве Ч. Айтматова усложняются повествовательные формы: рядом с описанием
реальных событий появляются легенды,
предания, мифы, без которых уже не возможно представить произведение целиком.
Усложняет писатель и образ времени,
соединяя настоящее с прошлым, позволяя ощутить глубины народной памяти.
В романе
"И дольше века длится день", на мой взгляд, время – самая главная,
ведущая категория. Это День, в котором
разворачивается основное действие, исторически-конкретное время – судьба
Едигея, и мифологическое время прошлого и
будущего.
Едигей –
главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь
на разъезде Боранлы-Буранный,
затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю
укоренились только двое – Едигей и его друг
Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга,
Едигей решает похоронить его на старинном
кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий.
Одновременно в
художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с
установлением контакта с внеземной
цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем
развитии. Лесная Грудь – это идеальный
мир, мир без распрей, национальных и религиозных разногласий,
построенный на принципах справедливости и добра. Жители этой планеты предлагают землянам свою дружбу
и сотрудничество, но земляне оказываются не готовыми к такому контакту: раздираемая социальными и политическими
конфликтами Земля принимает решение не только отказаться от встречи, но и окружает себя непроницаемым кольцом боевых
ракет-роботов. Эта военная операция носит кодовое название "Обруч", и
в сознании читателя невольно возникает
легенда о манкурте – одна из самых замечательных в романе.
Много-много лет
тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, -
превращали своих пленных в рабов, лишенных
памяти, - манкуртов. Несчастному напяливали на голову кусок свежей верблюжьей
шкуры в виде обруча, и, когда она
высыхала, человек забывал свое прошлое, свой род, своих родителей, свое имя.
Легенда гласит,
что мать одного из таких манкуртов разыскала сына и попыталась разбудить его
память. Она рассказала ему о родных, о
его детстве, пела свои материнские песни, но память манкурта молчала, он
превратился в раба, который не
раздумывая исполнял лишь приказания хозяина. "Вспомни, как твоё
имя? " – вновь и вновь повторяла Кайман-Ана, но по наущению хозяев манкурт убивает собственную
мать. С тех пор, по преданию, над степью по ночам летает птица Донебай и спрашивает у повстречавшихся путников:
"Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твоё имя? Имя?"
Эта легенда –
не просто "вставная новелла". Она связана со всем ходом повествования
и внешне, и внутренне. Внешне тем, что
её рассказчиком является Казангап, которого Едигей провожает в последний путь.
Внутренне – она обобщает главную мысль
романа: человеческий род в целом и каждый отдельный человек, лишенный
исторической памяти, забывший или
старающийся забыть собственное прошлое и прошлое своего народа, лишается
корней, превращается в марионетку, которой
легко манипулировать тем, у кого больше власти. Историческая память –
это нечто вроде духовной прививки против
безнравственности и аморализма.
Таких
современных манкуртов в романе немало. Это Сабитжан, сын Казангапа, выучившийся
в горде и даже занимающий какую-то
должность в облсофпрофе, человек пустой и никчемный. Это – более страшный тип –
следователь НКВД,
"крчетоглазый", как зовет его Едигей, ломающий судьбы людей,
делающий детей сиротами и жен вдовами. Наконец, это те правители планеты, которые отдают приказ
охватить Землю "Обручем" и превратить всю её в манкурта.
Поэтому у
Чингиза Айтматова время текучее и проницаемое: легенда и миф переливаются в
реальную жизнь и возвращаются обратно,
приобретая осязаемые черты реальности.
В ком же видит
автор опору? Прежде всего, это Едигей, "человек трудолюбивой души".
После тяжелой контузии он возвращается
с фронта домой и начинает жизнь заново. Ч. Айтматов показывает, какие трудности
приходится преодолевать Едигею и его
жене, чтобы выжить и прокормить детей. Но ни на фронте, ни в тяжелое
послевоенное время Едигей не ищет
обходных, легких путей, для него понятия чести, внутреннего достоинства
постоянны и в военной , и в мирной жизни. Эпизод борьбы с снежными заносами, когда не выдерживали даже верблюды и
падали с ног от усталости, и лишь Едигей и Казангап выстояли, можно назвать подвигом, но почему-то теперь Едигею
неловко об этом вспоминать, молодые смеются: старые дураки, ради чего жизнь свою гробили? И
действительно, ради чего? Этот вопрос задает сам себе Едигей, и ответ на него
прост: ради своих детей , ради
потомков, ради тех людей, которые едут в поездах мимо Буранного полустанка.
Под стать
Едигею и Казангап. Его тоже можно назвать "прстым" человеком , но на
таких-то весь мир держится. Казангап –
живое воплощение народной мудрости, традиций и обычаев. Смерть Казангапа
проникнута трагической символикой: связь
времен распадается, ибо сын его не является духовным наследником
собственного отца.
В финале романа
сходятся мифологическое и конкретно-историческое время, далёкое прошлое и
обозримое будущее, недавние события
нашей истории и приметы сегодняшнего дня. Следует особо подчеркнуть, что само
название романа "И дольше века
длится день" ориентировано на время. В заключение я хочу сказать,
что именно с помощью этой художественной категории мне удалось лучше понять этот непростой роман.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/