"Моя
лирика жива одной большой любовью, любовью к родине,- признавался Есенин
И.Розанову в 1921г.- Чувство родины - основное в моем творчестве".
О Русь -
малиновое поле
И синь, упавшая
в реку,-
Люблю до
радости и боли
Твою озерную
тоску.
Образ России в
стихах Есенина складывается из пейзажных зарисовок, отдельных сценок описаний
национальных праздников и обычаев. В стихах Спас-Клепиковского периода родина
виделась поэту "покойным уголком", где "все благостно и
свято", она предстает беспечальной и светлой в стихотворении "О край
дождей и непогоды", где "Ковригой хлебною над сводом Надломлена твоя
луна. За перепаханною нивой Малиновая лебеда. На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда".
На спокойное и
умиротворенное описание смиренной и благочестивой Руси наслаивается нота
молодого задора и веселья в стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная".
Здесь краски кажутся ярче, образы - конкретней и восходят к деревенским
картинам: это и веселый пляс на лугах, и звонно чахнущие тополя, и запах яблока
и меда, и девичий смех, звенящий, как сережки... А конец стихотворения
превращается в страстный гимн во славу отчизны:
Если крикнет
рать святая:
"Кинь ты
Русь, живи в раю!"
Я скажу:
"Не надо рая,
Дайте родину
мою".
Итак, на первом
этапе творчества тема Родины решается как безмятежное упоение ее красотой,
благолепием. В стихах о ней превалирует мифопоэтика, вырастающая на осознании
роли основополагающих мировых природных стихий, прежде всего, воды и специфики
земледельческого труда (36; 35-51). В то же время образ Родины обретает и
социальные контуры. Вглядываясь в лицо родной земли, Есенин все острее осознает
ее нищету и заброшенность. В стихи все чаще проникают угрюмые и серые тона,
печальные пейзажные зарисовки: "...Приютились к вербам сиротливо Избы
деревень", или: "Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный, Лес да монастырь..."
Несмотря на
грустные картины жизни и природы, что "обпечалили русскую ширь", поэт
понимает: "Это все, что зовем мы родиной", и потому любит его со всей
сыновней жалостью и нежностью:
Нездоровое,
хилое, низкое,
Водянистая,
серая гладь.
Это все мне
родное и близкое,
От чего так
легко зарыдать...
При всей своей
любви к родной земле, лирический герой Есенина не ощущал ответного чувства. В
своей отчизне он сам себе казался "пасынком" и
"бесприютным", а после революции 1917 г. поэт еще больше ощущает
трагический разрыв между собой и родиной. Вернувшись в "ту сельщину",
где жил мальчишкой, лирический герой замечает, насколько все вокруг
переменилось; он не может "распознать" отцовский дом, не узнает
своего деда. "Ах, милый край! Не тот ты стал, не тот. Да уж и я, конечно,
стал не прежний",- с горечью констатирует поэт и осознает себя лишним в
этих местах: "Здесь жизнь сестер, сестер, а не моя". Но тут же,
преодолевая печальные мысли, лирический герой, увидев любимые края, готов
упасть на колени ("Возвращение на родину").
Грустная тема
разлада, ненужности своей земле сквозит и в стихотворении "Русь
советская":
Вот так страна!
Какого ж я
рожна
Орал в стихах,
что я с народом дружен?
Моя поэзия
здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй,
сам я тоже здесь не нужен.
Мучительно
переживая свой отрыв от земли и народа, лирический герой горько усмехается над
своим положением: "Ах, родина! Какой я стал смешной. На щеки впалые летит
сухой румянец. Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно
иностранец".
Поэт пытается
принять новую Россию ("Приемлю все. Как есть, все принимаю") и даже,
как бы благословляя, в публицистически окрашенных стихах обращается к молодому
поколению: "Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас
другой напев...", но и при этом он до конца осознает, что ему с ними не по
пути: "А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки
присмирев".
И несмотря на
состояние одиночества, ощущение ненужности и несоответствия новому времени,
Есенин не изменяет себе и своему отношению к родине. Как и в стихотворении
"Гой ты, Русь...", "Русь советская" завершается страстным
признанием искренней любви к родной земле:
Но и тогда,
Когда на всей
планете
Пройдет вражда
племен,
Исчезнет ложь и
грусть,-
Я буду
воспевать
Всем существом
в поэте
Шестую часть
земли
С названьем
кратким "Русь".
В 1925 г. в
стихотворении "Неуютная жидкая лунность" Есенин снова возвращается к
теме России, но подходит к ней совершенно иначе, чем в рассмотренных выше
произведениях. Здесь вдруг проявляются ноты, не свойственные Есенину до той
поры: "Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже
яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил..."
"Равнодушен",
"не мил", "разлюбил" - вот слова, которые теперь выражают
отношение поэта к родной стороне. Столь же негативную окраску обретают и
эпитеты: лунный свет оказывается неуютным и чахоточным, равнины - наводящими
тоску, вербы - усохшими, поля - бедными... "Совсем иные краски на
поэтической палитре Есенина!" (22;111).
Откуда же
появился этот неожиданный поворот?
В 1922-1923
г.г. Есенин совершил большое путешествие по Европе и Америке. Достижения
индустрии на Западе не могло не впечатлить поэта, и ему "показался смешным
и нелепым" тот мир, в котором он жил раньше: "Вспомнил про "дым
отечества", про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок
на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских и бельгийских
шоссе наши непролазные дороги и стал ругать всех цепляющихся за
"Русь", как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую
Россию".
Вот откуда
выросло новое отношение Есенина к России. Поэт хотел, чтобы его родина из нищей
и убогой страны превратилась в сильную и мощную державу, которая могла бы
состязаться уровнем развития с западными государствами. И как заклятие звучит
концовка стихотворения, в которой герой обращается к своей родине:
Полевая Россия!
Довольно
Волочиться
сохой по полям!
Нищету твою
видеть больно
И березам, и
тополям.
Я не знаю, что
будет со мною...
Может, в новую
жизнь не гожусь,
Но и все же
хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.
От воспевания
патриархальной России Есенин в конце творческого пути приходит к осознанию:
чтобы не отстать от времени, России необходимо стать "мощной" и
"стальной". Возможно, здесь находит свое завершение спор Есенина с
самим собой, с трагическим восприятием противоречий между городом и деревней,
столь проникновенно воплощенном в образе красногривого жеребенка, проигравшего
соревнование с паровозом:
Милый, милый,
смешной дуралей,
Но куда он,
куда он гонится?
Неужель он не
знает, что живых коней
Победила
стальная конница?
В 1920г.
маленький жеребенок являлся для него "наглядным дорогим вымирающим образом
деревни", и говорил он об этом с щемящей грустью в письме к Евгении
Лифшиц: "Трогает меня в этом только грусть за уходящее милое родное
звериное". В этом же стихотворении поэт проклинал незыблемую силу
мертвого, механического: "Черт бы взял тебя, скверный гость!" и
утверждал: "Наша песня с тобой не сживется..." По прошествии же
четырех лет он понял необходимость того, что "полевая Россия" должна
превратиться в "стальную" державу. Еще в "Стансах" (1924)
лирический герой, полный "дум об индустрийной мощи", готов был
клясться "чистым сердцем", что "фонари прекрасней звезд в
Баку", и, как бы отряхиваясь от патриархальщины, заявлял: "Довольно с
нас Небесных всех светил - Нам на земле Устроить это проще..."
Казалось бы,
все однозначно и ясно. И тем не менее нельзя не признать наличие противоречия в
поэтическом сознании Есенина этого периода.
В стихотворении
"Спит ковыль. Равнина дорогая", созданном летом того же года, что и
"Неуютная жидкая лунность" с его признанием: "Даже яблонь
весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил", со всей беспрекословностью
звучит совершенно иная мысль: "Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит
отчие поля". Поэтому думается, что желание и приветствие "каменного и
стального" в родной стороне шло больше от головы, от сознания, душой же
поэт оставался с милой сердцу старой живой деревней, о чем лишний раз
свидетельствует то же стихотворение "Спит ковыль...", в котором
Есенин как бы вопреки всему заклинает:
Все равно
остался я поэтом
Золотой
бревенчатой избы.
Еще одним
доказательством тому является и верное наблюдение Куняевых над языком
стихотворения "Неуютная жидкая лунность": шум мотора, в любви к
которому признается поэт, называется "лаем" ("внимая моторному
лаю"), а скрип колес, от которого он хочет отказаться, -
"песней" (слушать песню тележных колес") (16; 9, 4). В этом
отношении характерным является и признание в одной из есенинских автобиографий:
"Америка - это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще
лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов
тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж..." (41; 83).
Как видим, не
только в политическом, но и социально-нравственном плане оправдываются другие
строки Есенина из "Руси уходящей":
Остался в
прошлом я одной ногою,
Стремясь
догнать стальную рать,
Скольжу и падаю
другою.
Таким образом,
пройдя в течение десятилетия ряд этапов, тема родины в творчестве Есенина
обретает неоднозначный, а порой и противоречивый характер.
Список
литературы
1. Бельская
Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя.-
М., 1990.
2. Беляев И.
Подлинный Есенин.- Воронеж, 1927.
3. Васильева М.
Кривая истины// Литературное обозрение.- 1996.- № 1.
4. Воронова
О.Е. Библейские образы в поэзии С.Есенина// Актуальные проблемы современного
литературоведения.- М., 1995.
5. Гарина Н.
Воспоминания о С.А.Есенине и Г.Ф.Устинове// Звезда.- 1995.- № 9.
6. Гуль Р.
Есенин в Берлине// Русский рубеж. Спец. Выпуск газеты "Литературная
Россия".- 1990.
6а. Журавлев В.
"Словесным опален огнем"// Литература в школе.- 1991.- № 5.
7. Зайцев П.Н.
Из воспоминаний о встречах с поэтом// Литературное обозрение.- 1996.- № 1.
8. Зуев Н.Н.
Поэзия С.А.Есенина. Народные истоки. Философия мира и человека// Русская
литература. ХХ век. Справочные материалы.- М., 1995.
9. Енишерлов В.
Три года// Огонек.- 1985.- № 40.
10. Есенин С.
Собр. Соч. в 2 т.- Минск, 1992.
11. Иванов Г.
Сын "страшных лет России". Русский рубеж. Спец. Выпуск газеты
"Литературная Россия".- 1990.
11а. Иванов Г.
Маяковский. Есенин// Вестник МГУ. Сер. 9.- М., 1992.- № 4.
12. Капрусова
М.Н. Темы и мотивы поэмы С.Есенина "Иорданская голубица"// Русская
классика ХХ века: Пределы интерпретации. Сборник материалов научной конференции.-
Ставрополь, 1995.
15. Корнилов В.
Победа над мифом// Литературное обозрение.- 1996.- 1.
16. Куняев С.,
Куняев С. "Божья дудка". Жизнеописание Сергея Есенина// Наш
современник.- 1995.- N 3-9.
17. Лурье С.
Самоучитель трагической игры// Звезда.- 1996.- N 5.
18. Маклакова
Г. Иное разрешение старых проблем// Русский язык в школе.- 1989.- № 11.
19. Маяковский
В.В. Сочинения в 2 т.- М., 1988.
20. Мекш Э.Б.
Мифопоэтическая основа поэмы С.Есенина "Черный человек"// Вечные темы
и образы в советской литературе.- Грозный, 1989.
21. Микешин А.
Об эстетическом идеале поэзии Есенина// Из истории советской литературы 20-х
годов.- Иваново, 1963.
22. Микешин
А.М. "Инония" С.Есенина как романтическая поэма// Жанры в
литературном процессе.- Вологда, 1986.
22а. О, Русь,
взмахни крылами. Есенинский сборник.- М., 1994.
23. Пастухова
Л.Н. Поэт и мир. Урок по лирике Сергея Есенина// Литература в школе.-1990.- № 5
24. Перхин В.В.
Поэзия С.А.Есенина в оценке Д.А.Горбова (По страницам забытой статьи 1934
года)// Филологические науки.- 1996.- N 5.
25. Петрова Н.
"Сам-третей". Есенин-Миклашевская-Бармин// Литературное обозрение.-
1996.- N 1.
26. Прокушев Ю.
Даль памяти народной.- М., 1978.
27. Прокушев Ю.
Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха.- М., 1989.
28. Пьяных М.
Трагический Есенин// Нева.- 1995.- № 10.
29.
Раскольников С. Сергей Есенин// Поиск.- 1990.- 14-20 дек.
30. С.А.Есенин
в воспоминаниях современников. В 2 т.- М.- 1986.
31. Сергей
Есенин в стихах и в жизни. Воспоминания современников.- М., 1995.
32. Скороходов
М.В. Оппозиция жизнь/смерть в ранней поэзии С.А.Есенина// Русская классика ХХ
века: пределы интерпретации. Сборник материалов научной конференции.-
Ставрополь, 1995.
33. Семенова С.
Преодоление трагедии.- М., 1989.
34. Сосновский
Л. Развенчайте хулиганство// Комс. правда.- 1926.- 19 сент.
34а.
Тартаковский П. "Я еду учиться..." "Персидские мотивы"
Сергея Есенина и восточная классика// В мире Есенина.- М., 1986.
35. Хазан В.И.
Проблемы поэтики С.А.Есенина.- Москва-Грозный, 1988.
36. Хазан В.И.
Мифологический "анамнезис" воды в поэзии С.А.Есенина// Вечные темы и
образы в советской литературе.- Грозный, 1989.
37. Хазан В.И.
Тема смерти в лирических циклах русских поэтов ХХ века.- Грозный, 1990.
38. Ходасевич
В. Есенин// Русский рубеж. Спец. Выпуск газеты "Литературная
Россия".- 1990.
39. Харчевников
В.И. Поэтический стиль Сергея Есенина (1910-1916).- Ставрополь, 1975.
40. Холшевников
В. "Шаганэ, ты моя, Шаганэ!.." Стилистико-стиховедческий этюд// В
мире Есенина.- М.- 1986.
41. Эвентов
И.С. Сергей Есенин. Книга для учащихся.- М., 1987.
42. Юдкевич
Л.Г. Певец и гражданин.- Казань, 1976.