Теме России я
сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
А. Блок
“Кругом тонула
Россия Блока”, — именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении,
которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый
мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь
и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее
историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе.
Эта тема пришла к автору не сразу — он проникался ею постепенно, преодолевая
узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в
широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа.
Одно из первых
стихотворений, где Блок обращается к образу своей Родины — стихотворение
“Гамаюн”. Поэт размышляет о пути России, исполнением трагедий: Вещает иго злых
татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу,
гибель правых...
В то же время
автор отдает дань и пейзажным описаниям: его влечет прекрасная сторона, где —
Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в
проезжих селах Красный цвет зареет издали.
Два символа —
широкое поле и дорога — в дальнейшем часто определяют блоковское восприятие
России. Образы эти многозначны и емки: это и просторы страны, ее приволье и
вольность, и ее долгий путь в истории.
Первые стихи
Блока полны прекрасных, но отвлеченных описаний. Родина представляется герою
лишь в грезах: Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.
Но уже тогда
поэт не только изображает русскую природу, предания “старины глубокой”, но и
замечает (“так я узнал в своей дремоте”) “страны родимой нищету”. Прошлое
России полно трагедий, ее настоящее безрадостно, ее будущее — “в тоске
безбрежной”. Такова страна, о которой пишет Блок. Но — “как и жить и плакать
без тебя”? Поэт верит в будущее родины: “Не пропадешь, не сгинешь ты”. В цикле
“На поле Куликовом” автор пишет о долгом пути России, пути борьбы, вечного боя:
О, Русь моя? Жена моя? До боли Нам ясен долгий путь? Наш путь — стрелой
татарской древней воли Пронзил нам грудь.
Будущее России
предопределено ее прошлым, которому суждено “сбываться” вновь и вновь. “И
повторится все, как встарь”, — писал поэт в другом своем стихотворении.
Цикличность, многократность происходящего подчеркиваются повтором слова “опять”
(“и опять, опять они кричат”), а также приемом “воспоминания”, узнавания героем
событий происходящего: Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней? Поэт
говорит о предчувствии коренной ломки в судьбе страны. Вообще, все его стихи о
России после 1907 года полны едва уловимым, но все же явственным, хоть и
непонятным и самому автору гулом, который впоследствии Блок назовет “музыкой революции”.
А тем временем в стихах его звучат полувопросы, полупризывы: Доколе матери
тужить? Доколе коршуну кружить? В своем творчестве Блок видит Россию в будущем
не крестьянским раем, как Есенин. В стихотворении “Новая Америка” (именно так
определяет поэт страну свою) он описывает край, где “чернеют фабричные трубы”,
где “заводские стонут гудки”. Россия “новым обернулась ликом”, и поэта волнует
теперь “другая мечта”.
А потом была
война, на которую Блок откликнулся — не мог не откликнуться рядом стихотворений.
Война — ужасная трагедия, тяжелое испытание для страны: Мы — дети страшных лет
России — Забыть не в силах ничего.
Революция 1917
года вдохновила поэта на создание поэмы “Двенадцать”. В ней он показал крушение
старой, буржуазно-помещичьей России и начало зарождения новой. Блок не дает
ответа на вопрос: “Какой она будет?” Он не становится ни на сторону тех, кто
вопиет: “Погибла Россия”, ни на сторону восставших, которые способны “пальнуть
пулей в святую Русь”. Поэт избегает однозначных оценок, но — жертва, вождь или
слуга — он намерен быть в гуще событий, в центре жизни своей страны, своего
народа.
Сразу же после
поэмы “Двенадцать” Блок пишет революционно-патриотическую оду “Скифы”, которая
продолжает давнюю традицию русских классиков, неоднократно обращавшихся к теме
путей и судеб России, ее роли в цивилизованном мире. Это традиция Пушкина,
Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Брюсова. Так, в стихотворении Брюсова “Старый
вопрос” герой размышляет о том, “кто мы в этой старой Европе?”. Во многом этому
произведению созвучны и “Скифы”. Однако Блок поставил этот вопрос уже в новой
исторической обстановке, по-новому.
В “Скифах” Блок
видит Россию в прошлом щитом “меж двух враждебных рас”, страной, чьи богатства
грабились в течение долгих веков (“копя и плавя наши перлы”). Это страна,
которая способна любить и ненавидеть, способна отстоять себя в веках, способна
стать оплотом всего лучшего, что было создано человечеством. Это страна —
сфинкс, загадочный и непонятный для старого мира, противоречивый и
многогранный: Мы любим все — и жар холодных числ, И дар божественных видений,
Нам внятно все — и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений...
Подобного рода
противопоставление России Западу — традиционный мотив русской литературы.
Высокое и жертвенное предназначение Руси — тема многих произведений, а слова
Тютчева давно стали крылатыми: “У ней особенная стать”. И Блок полностью
разделяет это мнение.
С целью
эмоциональной выразительности поэт использует при описании русского характера,
многогранной русской души антонимические словосочетания, оксюмороны: ненависть
— любовь, ликуя — скорбя, жар холодных чисел, тяжелые нежные лапы.
По словам А.
Ахматовой, Блок всю свою жизнь посвятил разгадке тайны двух сфинксов: своей
души и России. Несомненно, в лирике поэта воплощен облик родины — такой, как ее
видел Блок, и любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. И нищая Россия с
ее серыми избами, и “новая Америка” по-своему дороги автору: Да, и такой, моя
Россия, Ты всех краев дороже мне.
Иначе и не
может быть. Настоящий поэт любит свою страну всегда, даже если она убога,
несправедлива, порочна. Любовь Блока к России — безоглядна, безусловна,
бескорыстна. Ее высшее проявление — сама поэзия автора. Россия, во всех ее
ипостасях всегда будет жить в стихах поэта, в его бессмертных строках: Идут
века, шумит война, Встает мятеж, горят, деревни, А ты все та ж, моя страна, В
красе заплаканной и древней.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/