Образ народного героя в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»
Образ народного героя в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»
ОБРАЗ
НАРОДНОГО ГЕРОЯ В ПОЭМЕ А. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
Поэма
Александра Твардовского «Василии Теркин» — книга для всех ее можно читать в
любом возрасте, в минуты радости и | печали, тревожась о будущем дне или
беззаботно предаваясь душевному покою.
Я мечтал о
сущем чуде, Чтоб от выдумки моей На воине живущим людям Было, может быть
теплей. — писал автор И чудо действительно произошло О главном герое
произведения заговорили как о реальном человеке, однополчанине, поэтические
строчки растаскивались по солдатским листовкам, бесконечно цитировались во
фронтовых письмах, заучивались наизусть сходу, при первом прочтении Поэма,
конечно, была в высшей степени злободневной, но эта та злободневность, которая
перешла в долгодневность.
«Летопись не
летопись, хроника не хроника, а именно «книга», живая, подвижная, свободная по
форме книга, неотрывная от реального дела»,— так Твардовский сказал о поэме
«Живая книга» — это лучшее определение оно означает, что произведение порождено
жизнью, создано для жизни и наделено собственным бытием, независимым от воли
создателя.
Заметим, что
поэт ни к чьим вкусам специально не приспосабливался Секрет популярности в том,
что его «книга про бойца» выразила глубинные потаенные основы русского
характера, и выразила их смело, броско, до гениальности просто.
Теркин — кто же
он такой?.
Скажем
откровенно.
Просто парень
сам собой.
Он
обыкновенный.
«Обыкновенный»,
«из запаса рядовой», «добрый малый», «труженик-солдат», «большой любитель жить»
А в итоге — «святой и грешный, русский чудо-человек» И в этом выводе
противоречия нет Если одним словом попытаться определить главное в образе
Василия Теркина — то это слово будет нормальность, то есть душевное здоровье,
уравновешенность, чувство меры. Л Толстой и Ф М Достоевский, как и вся
литературная классика, приучили читателя к героям раздваивающимся, находящимся
в состоянии сложных душевных переживаний, занятых поисками истины На их фоне
человек, живущий естественной жизнью, «привычками бытия» (А С Пушкин), кажется
примитивным К тому же о какой нормальности можно говорить в XX веке — веке
катастроф, кровавых революции и мировых войн?.
Читая поэму
Твардовского, убеждаешься можно Нормальность — это нравственная и физическая
стойкость, духовная высота, которые помогают выстоять, выдержать, сохранить
свое «я» в те роковые периоды истории, когда, кажется, распад личности
неминуем.
О Теркине можно
сказать многое трудолюбив и терпелив, так как война для него — прежде всего
тяжкая работа а, неистощим на выдумки и вместе с тем достаточно трезв в оценке
себя и других, жизнелюбив, но без излишнего бодрячества, коллективист по
природе, но знаком с одиночеством, удал и смел, но не безрассуден А главное —
он талантлив талантливо воюет («Поединок», «Бои в болоте») и талантливо
рассказывает («Отдых Теркина», «Теркин пишет»), и даже в бане моется тоже
талантливо («В бане»).
—
Теркин—теткин, елки-палки, .
Сыпь еще назло врагу.
— слышится во время боя за «населенный пункт
Борки».
— Не могу Таланта
жалко.
До бомбежки берегу,.
—отвечает
герой.
Талант
противопоставлен здесь бахвальству («Русской ложкой деревянной // Восемь фрицев
уложил!») и удаче, на постоянство которой нельзя надеяться Бой за маленькую
деревушку может быть не менее суров и значим, чем за Ростов или Харьков И
талант бойца в том, чтобы понять эту горькую истину воины, выдержать и воду—
«по колено», и грязь — «по грудь», помнить о всеобщем долге и всеобщем
равенстве перед жизнью и смертью.
Бой иной. пора
иная, Жить одна и смерть одна.
Особенно ярко
характер Василия Теркина раскрывается в ситуациях, пограничных между жизнью и
смертью К ним относится знаменитая переправа.
Кому память,
кому слава, Кому темная вода.
Перевоз через
реку ассоциируется с перевозом с одного берега жизни на другой, потому и битва
на переправе становится битвой за жизнь на земле, приобретает значение
грандиозного символа. Теркин — воплощение не только храбрости и героизма. Он
выражает еще и народную совесть, присутствие которой в поэме ощущается остро и
пронзительно. Неоднократно, даже в минуты победоносного наступления, на глаза
солдата набегают слезы. За ними стоит многое: позор отступления, зрелище
оставленной разоренной родной земли и, конечно, чувство вины перед погибшими. В
жизни часто случается: самая большая радость сопровождается грустью, если эта
радость досталась большой ценой. Цена же нашей победы над фашизмом
общеизвестна..
И еще одна
особенность поэмы Твардовского. Говоря о главном герое, мы всегда подчеркиваем
его типичность. Это значит, что собирательность образа, его обобщенность
находят выражение через индивидуальность, неповторимую личность, которую нельзя
спутать с другими. Так и Василий Теркин предстает перед читателями в
психологической полноте, бытовой конкретности и национально-исторической обобщенности.
Он не аллегория, не схема, а характер — «живой, как жизнь»:.
...тот,
который.
На войне лихой
солдат,.
На гулянке
гость не лишний,.
На работе —
хоть куда....
«Книга про
бойца» Твардовского — постоянный и горячий диалог автора (а значит, и героя) с
читателем:.
Бился ль ты в
горах Кавказа,.
Или пал за
Сталинград,.
Мой земляк,
ровесник, брат... «Друг-товарищ», «брат», «братья», «братцы»... Конечно, с
такими словами писатель обращается прежде всего к воинам-фронтовикам —
псковским, елецким, тамбовским, смоленским... Но он обращается также и к их
друзьям, матерям, женам, невестам. «А из кого же еще, как не из них всех
состоял» народ, победивший в войне? Каждый мог стать и был товарищем по оружию,
братом по духу, земляком по любви к родине. И это еще раз подтверждает:
«Василий Теркин» — «живая книга», она для всех и обо всех..