Нельзя не
согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе
ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые
люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и
репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и
для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее
всяких дышит». Свобода личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова. И
свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле
жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким
и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут
«возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они
хотели бы видеть свободными и равными.
Стремление Чацкого
— служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе
рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.
И что же видит он
вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не
любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта —
«забрать все книги бы да сжечь».
Итак, в центре
комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и
консервативным большинством.
Как и всегда в
драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде
всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь
молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за
правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая
девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о
его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен
безумцем!
«Так! Отрезвился я
сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение или
прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров,
сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в
свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что
роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но
они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.
Удивительно, что и
сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но
такова уж сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в
русской литературе удалось создать действительно реалистический образ
положительного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как
безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь — таких героев мы
встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое
ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу»,— говорит герой сам о себе. Пылкость его
натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие,
способность влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки
возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это такие естественные черты!
«Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,— писал Пушкин в
стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор
Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность,
теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.
И еще… Написав о
своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего
времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. «Чацкий —
декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль
высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной
актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине
обладает непреходящей ценностью.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru