За русским
типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту,
Штольц в виде искушения "подсовывает" Обломову Ольгу Ильинскую. Еще
до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого
"розыгрыша". Перед Ольгой ставится задача - поднять с кровати
лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Если чувства Обломова к Ольге
искренни и безыскусственны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет.
Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: "ей
нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над
стоячим озером и отразится в нем". Выходит, Ольга любит в Обломове не
самого Обломова, а свое собственное отражение. Для нее Обломов - "какая-то
Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом". Но что же
предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой
лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги
вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по
устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц:
"...Избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться
с мужиками, входить в их дела, строить, садить - все это ты должен и сможешь
сделать". Этот минимум для Штольца и воспитанной им Ольги - максимум. Не
потому ли, ярко вспыхнув, быстро увядает любовь Обломова и Ольги?
Как писал
русский поэт начала XX века И. Ф. Анненский, "Ольга - миссионерка
умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга...
Миссия у нее скромная - разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в
свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относился к ней так послушно и так
стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической
мечты и игры в любовь.
Но Ольга -
девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное.
Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его
разрывает.
Один критик зло
посмеялся и над Ольгой, и над концом романа: хороша, мол, любовь, которая
лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался в приказ.
Мне конец этот
представляется весьма естественным. Гармония романа кончилась давно, да она,
может, и мелькнула всего на два мгновения в Casta diva, в сиреневой ветке; оба,
и Ольга и Обломов, переживают сложную, внутреннюю жизнь, но уже совершенно
независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза, когда Обломова
посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он, кряхтя,
несет иго романа.
Нужен был
какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся
нити".
Головной,
рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная,
не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под
уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение.
Достоинство
Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает свое
душевное падение: "Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул
потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни,
гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье... Или я не понял
этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал,
никто не указал мне его... да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от
климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет,
который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас".
Когда Ольга в
сцене последнего свидания заявляет Обломову, что она любила в нем то, на что
указал ей Штольц, и упрекает Илью Ильича в голубиной кроткости и нежности, у
Обломова подкашиваются ноги. "Он в ответ улыбнулся как-то жалко,
болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой
улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно
говорил: "Да, я скуден, жалок, нищ... бейте, бейте меня!.."
"Отчего
его пассивность не производит на нас ни впечатления горечи, ни впечатления
стыда? - задавал вопрос тонко чувствовавший Обломова И. Ф. Анненский и отвечал
на него так.- Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера,
светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца.
Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток
разрешить вопрос о жизни?"
В финале романа
угасает не только Обломов. Окруженная мещанским комфортом, Ольга начинает все
чаще испытывать острые приступы грусти и тоски. Ее тревожат вечные вопросы о
смысле жизни, о цели человеческого существования. И что же говорит ей в ответ
на все тревоги бескрылый Штольц? "Мы не титаны с тобой... мы не пойдем с
Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова,
склоним головы и смиренно переживем трудную минуту..." Перед нами, в
сущности, самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и
самодовольная.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/